Выборы на Украине: легитимный беспредел или беспредельная легитимность?

Apr 24, 2014 06:28

Приближаются назначенные на 25 мая выборы. Но насколько Украина готова их сейчас провести в сложившихся условиях жёсткого противостояния востока и запада? Насколько хунта готова вспомнить о своей запланированной евроинтеграции и соблюсти все требования европейских же организаций - БДИПЧ ОБСЕ, Совета Европы, Венецианской комиссии - к избирательной процедуре?

Задавшись этими вопросами, я решила немного покопаться в  выборном законодательстве жовто-блакитных и проверить, насколько готовящаяся процедура соответствует их собственному законодательству и международным стандартам. При анализе использованы Закон о выборах Президента Украины (далее: Закон) http://www.cvk.gov.ua/metod/kultura/npa/) и Свод рекомендуемых норм для проведения выборов, разработанный парламентской Ассамблеей Совета Европы.  http://cvk.lv/pub/upload_file/Code_RUS.pdf

1.    Об использовании русского языка в процедуре выборов

Начну с использования в Украине русского языка - наступлю хунте на любимую мозоль.

А) В соответствии с частью 5 статьи 72 Закона Украины «О выборах Президента Украины» избирательный бюллетень печатается только на государственном языке. Одноязычные бланки нарушают права избирателей  с юго-востока, причём делается  это в обход действующего законодательства. Как мы помним, Турчинов всё же отменил решение Рады о запрете официального использования русского языка.

Б) Кроме того, агитационные материалы кандидатов также выпускаются только на украинском, что, в свою очередь, нарушает права уже не только избирателей, но и самих кандидатов, представляющих регионы с превалирующим русскоязычным большинством. При этом 28 февраля 2014 года, в Закон было дополнительно включено новое положение о необходимости «равного и беспристрастного отношения средств массовой информации к кандидатам на должность Президента Украины».

В) То же самое касается информирования избирателей со стороны избирательных комиссий. Законом Украины его проведение на русском языке не предусмотрено. Однако  статья 56-1 этого же закона гласит, что избирателям обеспечивается возможность доступа к разносторонней, объективной и беспристрастной информации. И это при том, что российское вещание на Украине в данный момент не осуществляется. Тем самым закон противоречит сам себе. Следовательно, права жителей юго-востока и здесь нарушены.

2.    О контроле проведения выборов Правым сектором

В соответствии с Законом, на избирательном участке в день голосования имеют право присутствовать без разрешения или приглашения соответствующей избирательной комиссии только кандидаты на должность Президента Украины, их доверенные лица, а также наблюдатели от кандидатов, политических партий и общественных организаций (не более чем по 2 человека от партии, организации).  В связи с тем, что лидер Правого сектора Дмитро Ярош является официально зарегистрированным кандидатом, то на каждом участке он имеет право выставить двух своих бойцов с автоматами. При этом в Законе не говорится о запрете присутствия на избирательных участках вооруженных людей. Таким образом, наблюдение бандеровцами за ходом выборов также будет вполне легитимным с точки зрения самого украинского законодательства.

3.    О нарушении международных требований

Венецианская комиссия и БДИПЧ ОБСЕ в своем совместном заключении критиковали избирательное законодательство 2011 года о выборах народных депутатов Украины, значительная часть положений которого применяется и при проведении 25 мая 2014 года досрочных выборов Президента Украины. Были раскритикованы в частности:

- преференции, предоставляемые парламентским политическим партиям при формировании избирательных комиссий;

-отсутствие механизма независимого мониторинга финансирования избирательных кампаний, а также эффективных санкций за нарушение порядка финансирования;

-  максимальное количество избирателей на участке на уровне 2,5 тысячи человек (что, с точки зрения Венецианской комиссии и БДИПЧ ОБСЕ, является слишком большой цифрой);

Кроме того, избирательные округа в соответствии со Сводом рекомендуемых норм при проведении выборов Совета Европы  должны быть образованы с примерно равной численностью избирателей. Допустимо отклонение в 10%, в исключительных случаях 15%. Украинцы значительно превысили не только количество избирателей на одном участке, но и численный разброс по участкам: в западных областях она варьируется от 671  до 1974 -х человек, в восточных - от 833 до 1489. Интересно, потребуют ли наблюдатели ОБСЕ от Верховной Рады устранить данное нарушение?

4.    Особенные «фишки» избирательного Закона Украины

Но самый цимус в том, что проведение президентских выборов Рада может назначать хоть каждый месяц. Захочет, так и вообще сделает народной забавой, и каждый раз как у депутатов будет плохое настроение,  будет забавляться избранием нового президента.  А главное, всё это будет в рамках закона. В настоящее время на основе законодательных поправок в части 3 статьи 15 Закона Украины от 1999 года «О выборах Президента Украины» сказано, что «внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с принятием соответствующего постановления Верховной Рады Украины», при этом каких-либо оснований для такого постановления не закреплено. Если левой пятке Турчинова или того, кто займёт его место, захочется провести внеочередные выборы в июне 2014 года, то он вполне легитимно может это сделать.

Кроме того, Рада  по желанию может даже «подгонять» результаты выборов и опять-таки делать это в соответствии с законом. В случае если голосование на всех участках избирательного округа в день голосования не было организовано и проведено в соответствии со статьями 76 и 77  Закона, окружная избирательная комиссия устанавливает, что голосование в пределах соответствующего избирательного округа не состоялось».  Указанные избирательные участки и избирательные округа из подсчета голосов избирателей механически исключаются, а  Президент будет признан избранным на основании голосов, полученных на участках, где голосование признано состоявшимся (даже если это один избирательный участок в Ровенской области, например).

Надеяться на то, что Рада не прибегнет к этому, конечно, можно. Однако воспоминания о достигнутых ею в феврале договорённостях с Януковичем и дальнейшем отказе их выполнять внушают мало надежды на то, что при проведении выборов правительство Турчинова сделает прицел на честность. Тем более,  что подобный выборный беспредел прописан законодательно.

Украина, выборы

Previous post Next post
Up