Бог умер еще в 19 веке

Oct 24, 2010 10:54

Судя по всему христианство в конце 19 века изжило себя. Логично, что подросток Гессе бегал от взрослых с романом "Дым" Тургенева, называя себя нигилистом. А в  это время Достоевский и Ницше писали свои труды, чтобы провозгласить приговор христианству. Не зря Сенэс показывают в биографии Гессе несколько поколений. Родители Гессе - фанатики - ( Read more... )

Стр: Германия, Авт: Гессе Герман

Leave a comment

Comments 13

vk_kotelevskaja October 25 2010, 05:58:42 UTC
Заметьте, типичная история для модерниста: вот Джойс со своим незаконченным католическоим образованием - бунтарь против табу, но мышление-то - всё в тех же западнохристианских дихотомиях) В них хорошо покопался У. Эко ("Поэтики Джойса").

Reply

sibkron October 25 2010, 08:09:26 UTC
Согласен. Тут и Гессе с незаконченным пиетистским образованием и Сологуб с домостроем и архаикой 19 века.

Reply


это оговорка? poluyan October 29 2010, 15:54:30 UTC
"Декартовский дуЛализм" - это оговорка, полагаю? И, кстати, почему он "так присущ" романтикам? Мне думается, они в большинстве просто объективные идеалисты - абсолютный дух и всё такое. Наконец, "затем ляжет красной нитью на основных произведениях" - это стилистически неправильное выражение. Ах, друг Аркадий...

Reply

Re: это оговорка? sibkron October 29 2010, 16:19:13 UTC
Конечно, оговорка. Спасибо. Насчет стилистически неправильной конструкции, тоже спасибо, будем расти. Это, конечно, не оправдание, но все же не филолог. Будем расти. Противопоставление духа материи, личности обществу - это центр идей романтизма (http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ROMANTIZM.html). Не зря Гессе называют неоромантиком. Также он опирался на немецкую литературу 1750-1850 гг, если конкретней Арним, Брентано, Новалис, Гельдерлин, Жан Поль, кои также были романтиками. Я не знаю в каком значении Вы употребили слово "романтик", со своей стороны имел ввиду направление искусства.

Reply

Re: это оговорка? poluyan October 30 2010, 04:26:11 UTC
Я имел в виду, что у романтиков - это не картезианство, а обычный идеализм. То есть настаивание на том, что человек - существо духовное, богоподобное, идущее к Богу и видящее знаки божественного присутствия вокруг себя. Кстати, сегодня в 16.00 в Культурно-историческом центре (бывший музей Ленина, рядом с БКЗ) заседание "Философского кафе", последняя суббота каждого месяца. Там бывает интересно. Приглашаются все желающие.

Reply

Re: это оговорка? sibkron October 30 2010, 05:15:47 UTC
Понятно. А в принципе идеи же схожи. Мне, конечно, нравится философия, но бывать в кафе точно не смогу, так как живу в Красноярске.

Reply


tatiana_siver November 20 2010, 23:25:46 UTC
>>Судя по всему христианство в конце 19 века изжило себя

Как же нас любят "хоронить", однако;-)). С 18-го века стараются, а мы ещё есть и есть;-))).

Больше всего не люблю "бунтарские" вещи Гессе, "Степной волк" - особенно.
Когда он (Гессе) писал "Игру в бисер", он уже снова уважал христианство (в его католическом варианте).

Reply

sibkron November 21 2010, 02:39:51 UTC
Я не поверю, что Вы верите точно так же как верили в 19 веке. Когда Ницше и Достоевский возгласили о смерти Бога, для многих это стало больным вопросом, потому что это та черта, что ограничивала их мораль. Проверка простая. Задаем вопрос Достоевский "Если Бога нет, то все позволено?". Вопрос ограничения морали. Если для Вас Бог не ограничитель Вашей морали, значит Вы верите уже не так. А "Степной волк" Гессе бунтарский для подростков, для меня там прежде всего психоанализ Юнга и гуманистическая мораль.

Reply

tatiana_siver November 21 2010, 20:41:10 UTC
>>Задаем вопрос Достоевский "Если Бога нет, то все позволено?"

Да, конечно. Если Бога нет - ВСЁ позволено. Абсолютно. Некому запретить. А как это "всё" реализовать - вопрос хитрости, удачливости, умения обходить/нарушать законы безнаказанно. Нет Бога - нет никакой объективной и обязательной для всех морали, нет красоты как чего-то объективного (только вкусовщина), нет любви, и ещё очень многого нет.

Reply

sibkron November 22 2010, 01:45:36 UTC
Если Вы действительно так считаете, то я Вам сочувствую. Вы просто представить не можете масштабов трагедии человека, который верит, и в одночасье обретает пустоту, когда понимает что Бога нет. Я в данном случае не отношу это к себе, потому что я верю в другие вещи. И мой ограничитель морали свой внутренний, совсем не связанный с существованием Бога. Я считаю так людям проще, чтобы им что-то извне запрещало совершать разные поступки (не важно Бог, государство, закон), чем самим думать совершать или не совершать и быть самим же в ответе за них, а не уповать на милость Всевышнего.

Reply


Leave a comment

Up