Пожалуй, одна из самых лучших картин о жизни в социалистическом обществе. Доннерсмарк хорошо изобразил драму, но несколько идеализировал агента Штази. В недавнем разговоре с
profi30 я сказал, что не верю в раскаяние, добавлю в перерождение тоже. Так что же случилось с капитаном Гертом Вислером? На самом деле драматурга Георга Драймонда и капитана объединяет именно идеализм, вера в социализм. Сама по себе социалистическая идея гуманистична, но на практике имеет те же самые проблемы, что и другие. Весь гуманизм уходит в столкновении с организацией системы и институтов власти, ибо у власти будут стоять также люди. В данном случае идеализм агента Штази Вислера сталкивается как раз с такими противоречиями. Толчком для осознания выступает "жизнь других", то есть тех за кем пришлось следить: драматургом Драймондом и актрисой Кристой-Марией Зиланд. Музыка Бетховена и томик стихов Брехта лишь укрепили эту осознанность капитана Вислера.
В фильме присутствует множество маркеров. Например, томик стихов Брехта, книга Солженицына, "Соната для фортепиано № 23 (Соната о хорошем человеке)" Бетховена.
Фильм замечательный. Особенно понравилась игра Ульриха Мюэ, который играл капитана Вислера. Рекомендую к просмотру.
P.S. Отдельное спасибо
profi30. Именно у него увидел отзыв на картину. Сам бы, конечно, дошёл до этого фильма, но несколько более длинным путём (скорее всего через Немецкую кинопремию или Оскар).