Если Вы заметили, тема заявлена так: Капуя Антика, то есть старая Капуя. По тексту населенный пункт был назван Санта-Мария-Капуя-Ветере. Если Вы взглянете на карту, то скорее всего первой Вам попадется на глаза просто Капуя. Настал момент истины, то есть я почувствовал в себе некие угрызения совести, что самого главного я Вам не сказал.
Та историческая Капуя, которая была союзницей Карфагена во Вторую Пуническую, город, во время долгого пребывания в котором армия Ганнибала морально разложилась, город, с которого началась (вроде бы) восстание Спартака, та самая Капуя давно не существует.
Когда Иван Иванович посорился с Иваном Никифоровичем князья Радельхиз и Сиконульф воевали за трон Беневенто (
http://sibeaster.livejournal.com/58605.html#cutid1), оба противника без зазрения совести использовали арабских наемников (в руках мусульман тогда находился Бари, а это очень близко), и в 841 году арабы взяли и разорили Капую. Тогдашний граф Ландульф I Старый решил не восстанавливать город, а построить новый - на холме, что делало его более защищенным. Вот основанный Ландульфом город и есть современная Капуя, а развалины и пепелища старой Капуи долгое время были незаселенными. В конце концов люди заселили руины прежнего города, но теперь он называется Санта-Мария-Капуя-Ветере. Вот вроде бы точки над i расставил.
Напоминаю, что мы с Вами находимся именно в Санта-Мария-Капуя-Ветере, причем с поезда сходили не на одноименной станции, а на следующей - Анфитеатро. А то еще заплутаете... Хотя этот городок и не на всякой карте найти можно, для путешественника здесь все дружелюбно устроено. Когда будете возвращаться от амфитеатра к корсо Альдо Моро (Aldo Moro), по которому мы шли от станции, обратите внимание на указатели: Mitreo - прямо, по улице via Anfiteatro; Museo - налево, по корсо. Все-таки карту предварительно скачать нужно: адрес музея - Via Roberto d'Angio 48; митреума - vicolo Mitreo
Я пошел сразу на митреум, но повторять за мной этого не следует: митреум обычно закрыт, и открывают его сотрудники музея. Именно поэтому имеет смысл сказать в амфитеатре о своем намерении митреум посетить, тогда Вас уже с ключами ждать будут. Сам Археологический музей - это потерянное время: три комнатки, битком набитые всякой античной хренью в витринах и подписями на итальянском. Музей расположен во дворе здания, вход под арку по указателям. В арке в сторожке сидели две очень дружелюбные старушки, которые были искренне рады случайно зашедшему иностранцу. На музей мне хватило 10 минут: осмотреться, понять, что неспециалисту тут делать нечего и вернуться к сторожке.
Тут началось самое интересное: беседа слепых и глухих. Я сказал старушкам, что хочу увидеть митреум (я был в выигрышном положении, потому что уже видел амбарный замок там на двери). Старушки указывали мне, что дял посещения митреума нужно было громко сказать об этом в амфитеатре. Я убедительно доказывал, что возвращаться в амфитеатр только для того, чтобы оттуда опять вернуться в митреум, не самая разумная мысль. Старушки сочувственно кивали: ай-ай, какой у нас неправильный порядок. Поскольку старушки ни слова не понимали по-английски, а мои познания в итальянском не слишком велики, разговор был очень глубоким, прочувствованным и продуманным)))
Я был готов уже махнуть рукой на митреум, но вдруг старушки дрогнули и позвали из глубины сторожки третьего - дедушку, мирно пившего чай. Дедушка покорно отставил дымящуюся чашку чая, взял ключи и повел меня в вожделенный митреум. Идти там пять минут ползком, но этого времени хватит, чтобы напомнить Вам, что пару слов о митраизме я уже писал раньше, когда мы с Вами посещали митреум под римской базиликой Сан-Клементе:
http://sibeaster.livejournal.com/44946.html#cutid1. Поэтому все для Вас здесь будет знакомо. Главное, что имеет смысл держать в голове: в Сан-Клементе центральная сцена (убийство Митрой быка) - барельеф, а в Капуе найдена живописная сцена.
Пока Вы лазили по старой ссылке, мы уже пришли. Дедушка открыл замок, включил свет и сказал заветное prego. По лестнице нужно спуститься ступенек на 20, после чего попадаешь во II век новой эры. Итак, общий вид:
На боковых стенах были фрески, связанные с митраистской школой (неофиты проходили долгую процедуру посвящения в культ). Сохранилась одна:
Как помните, митреумы часто устраивали во внутренних дворах под открытым небом, чтобы включить в мистерию весь космос. Если такой возможности не было, небо имитировали с помощбю штукатурки со звездами:
Самое главное: Митра убивает быка в присутствии Каута и Каутепата:
То же, но ближе:
С лицом Митры неувязочка вышла, плохо сохранилось, зато можно поглядеть на быка:
А на героическую сцену взирает Каут (или Каутепат, я не силен в митраистской иконографии):
Вот такие шляпки носила буржуазия интересные вещи можно найти в итальянской глубинке. Но это еще не конец наших путешествий. В следующий раз мы с Вами заберемся вообще в глушь и посмотрим (правда, не совсем удачно, итальянцы в своем репертуаре - реставрацию затеяли) монастырь с лангобардскими фресками XI века. Не отключайтесь...
P.S. А в том, что на Старстную не удалось взять полный отпуск, есть свои плюсы. Так бы я свободное время проводил на улице под весенним солнышком, расслабился бы и вольно-невольно забыл, а для чего собственно отпуск был взят. А в нынешних условиях, когда утром - в церковь, днем - на работу, а вечером - на получение ...дюлей от начальства, есть некий элемент исповедничества)))