Довольно трудно провести экскурсию по кафедральному собору Нардо - там такое сплетение эпох и стилей, что без должного путеводителя не разберешься. Поэтому попробую показать его в режиме "что вижу, то пою".
Главный фасад выходит на очень маленькую площадь, почти что площадочку.
Впрочем, и с боковым фасадом дело обстоит не лучше. Так уж получилось, что в Нардо есть только одна настоящая площадь, и я вам ее показывал в прошлый раз.
Собор вырос на месте греческого монастыря, существовавшего по местной легенде с VIII века. В 1088 году при норманнах монастырь впервые упоминается в письменных источниках. Информации мало, так что выяснить, когда и при каких обстоятельствах обитель стала латинской, мне не удалось. Далее основные вехи были следующими. В 1354 году случилась первая перестройка: церковь стала трехнефной. После землетрясения 1456 года собор (к этому моменту Нардо уже получил собственного епископа) перестраивался еще раз. В 1725 году в дело вступили уже известные нам два брата Санфеличе: епископ Антонио и архитектор Фернандо, принесшие в собор барокко. Ну и наконец в 1892-1899 годах пошла обратная волна: лишнее барокко устранили, в интерьере добавили неоклассицизма и неоготики. В результате, повторюсь, получилась сложная смесь всего на свете.
Собор, как и церковь Сан-Доменико, не закрываются на сиесту, имейте это в виду! Правда, удовольствие от прогулки по собру испортили трусо-паникерские туристы - парочка, пришедшая в собор с собачкой. Эта собачка периодически лаяла на местные святыни, ну и на меня иногда; собачку в итоге вывели, но осадочек остался...
Пресвитерий собора - это та самая неоготика конца XIX века, довольно неожиданная в Южной Италии. В конхе нам показывают Вознесение БМ (в один кадр не влезло, так что попробуйте мысленно три нижеследующие фотографии склеить в одну)
Медленно Мария улетает вдаль, встречи с нею ты уже не жди...
Свод пресвитерия
Живописец явно был ироничным, потому что иначе трудно объяснить, зачем он устроил на стенах друг против друга такое противопоставление сюжетов: Иисус несет крест, и крест несет епископ; почувствуйте разницу.
На стенах и колоннах довольно много вотивных фресок, их явно писали разные авторы в разное время по заказу разных заказчиков
БМ со свв Николаем и Марией Магдалиной (1390)
Блаж Августин (конец XIV в)
Христос Вседержитель (конец XII века)
БМ (1234, известен по имени даже автор - Байлардо)
Св. Бернардин Сиенский (не раньше XV века)
Св. Николай (?)
Св. Николай (начало XIV столетия)
Детали алтаря св. Григория, просветителя Армении (1680)
Алтарь Михаила Архангела (1647) и его детали
Алтарь св Таин (в настоящее время), историческое посвящение не выяснил
Алтарь душ Чистилища (1688) и его детали
Там же четыре сцены из Писания
Жертвоприношение Авраама
Даниил в львином рву (всем увидеть Аввакума с булками наперевес, спускаемого с неба ангелами)
Положение во гроб
Убийство Авеля
Еще два фрагмента епископского трона
Бывают ли открыты прочие церкви Нардо, фасады которых я показывал в прошлом рассказе, я не знаю, но и тех, в которые удалось попасть, достаточно, чтобы сделать вывод: надо, товарищи, в Нардо заехать, надо! Ну а мы с вами направимся на поезде FSE еще дальше на юг, чтобы увидеть церковь в Казарано.