Отранто - часть 2. Более приятная

Feb 21, 2024 08:00

Вернемся в собор Отранто, там не только мученики почивают, но и искусство процветает.

Собор стоит на самой высокой точке Отранто, археологи обнаружили под ним следы последовательно мессапийского (если кто не помнит, это местные туземцы, жившие здесь до греческой колонизации), римского и раннехристианского храмов. Нынешний собор начали строить в 1068 при епископе Вильгельме, а освятил его в 1088 году архиепископ Беневенто Роффред, легат папы Урбана II. В 1480 году турки не только поубивали местных жителей, но и ограбили местный собор, после чего в течение года здесь была мечеть. После освобождения Отранто в 1481 году собор несколько раз реставрировали, так что сейчас он представляет собой сложную смесь разных стилей.











Тут недавно враги нашего отечества ополчились на нашего вождя, в порыве любви к отечеству поцеловавшего малолетнего сына этого отечества в животик. Как видите, латинский архиепископ Отранто по имени Габриэле Адарцо де Сантандер не постеснялся поставить двух голоживотных мальчиков в качестве щитодержателей. Добрее надо быть, дорогие релоканты, почтительнее. Главный портал, кстати, построен в 1674 году.

А вот портал на северной стороне постарше - рубежа XV-XVI веков, сразу после отрантской резни устроен.



Собор, к сожалению, закрывается на продолжительную сиесту (12-30 - 16-30), так что клювом щёлкать не рекомендуется! Только затвором фотоаппарата.



Всё самое интересное в соборе находится под ногами - это мозаичный пол, устроенный в 1163-1165 годах монахом Панталеоне. К сожалению (уже который раз употребляю это выражение, пора завязывать), целиком этот пол не увидеть и не оценить величие замысла. Мало того, что в соборе нет галерей, с которых можно было обозреть пол; мало того, что ближняя к алтарю часть главного нефа занята скамейками; так они еще и весь главный неф отгородили ленточками. В мой первый приезд я банально не успел всю доступную часть пола рассмотреть - началась сиеста, и меня попросили на выход. Во второй мой приезд в соборе ожидалась свадьба, и в левом нефе (а там, по описаниям, на полу Страшный суд показан) спивался спевался хор. Зато после входа молодых на короткое время сняли веревочки с главного нефа - надо же было гостей пустить, и хитроумный Sibeaster устремился "за флажки". Всё должно было выгореть - блаженная улыбка Sibeaster'а, его камера, в сочетании с белыми штанами и рубашкой убедительно вписывались в образ дорогого гостя. Но всё испортили...как вы догадались...проклятые трУсы и паникеры, а именно немецкие пенсионерки, раздетые по самое...ладно, умолчим..., ради спасения жизни которых мы сидели в святом карантине. Эти похотливые старицы, эти бесстыдные иезавели, эти страхолюдные иродиады конечно же привлекли внимание смотрителя, и тот попросил всех лишних вон, за флажки.

Как я понял, главная часть композиции - это древо жизни, на ветви которого нанизаны ветхозаветные святые, реальные и не очень животные и даже Александр Македонский с грифонами.


































































Очень трудно комментировать сюжеты, так как общей картины не уловить. В отличие, скажем, от полов Сиенского собора. Замечу в скобках, как же нам повезло, что в Сиену удалось съездить до ковидобесия; сейчас там цены на гостиницы вообще не гуманные, а все ВВ алчут и жадут предоплаты.

Под собором имеется крипта. Обычно крипта - это самая древняя часть церкви, и мы вправе были бы надеяться увидеть здесь XI век. Но, похоже, тут также была череда реконструкций, так что древние капители на старых колоннах выглядят странно посреди свежего ремонта. Опять-таки вынужден показывать без комментариев.




































Ну и несколько фресок, явно уже после резни 1480 года выполненные.









Хотелось бы лучшей подсветки и бОльшей информативности, но понимаю, что невозможно ждать этого от бесплатного собора.

ЗЫ. Для интересующихся: невеста была страшненькая и тощая, а жених немолодой и толстый.

Отранто, Апулия

Previous post Next post
Up