Внимание! Готические фрески базилики св Екатерины в Галатине начинаются!
В главном нефе фрески писались по определенной программе и хорошо зонированы. Главный неф (пресвитерий исключаем) делится колоннами на три секции (по-английски это называется span);
если следовать от алтаря к выходу, то на стенах в первой секции будут фрески на евангельские сюжеты, во второй - иллюстрации к книге Бытия, в третьей - нам показывают Апокалипсис. Итак сегодня будет евангельская история.
Вот так выглядит южная сторона главного нефа, здесь мне удалось против солнца здесь панорамный снимок; северная сторона похожа, но там была такая засветка от окна, что общей фотографии не получилось. Далее будут отдельные сцены (удалось заснять практически все, кроме тех, что совсем рядом с окнами).
Благовещение
Я поначалу думал, что нам показывают 12летнего Иисуса во Храме, но потом меня смутил нимб одного из слушающих; м.б., это все же Сретение, только Младенец слегка вырос?
Крещение и первое искушение Христа. Оказывается, искушения (вроде бы проходной сюжетик) были не такой уж и редкой темой в искусстве, мы видели эту сцену и в соборе Монреале (там-то все подписано), и на портале
собора Альтамуры (в 2016 я не опознал сцену, а вот в 2023 все встало на места). Дело в том, что отрывок об искушениях читался (и соответственно комментировался в проповеди) в римском обряде в первое воскресенье Великого поста (а нас в этот значимый день кормят маловразумительной историей про Нафанаила, в которой непонятно примерно всё).
Похоже на второе и третье искушения Христа
Вот пример, что бывает при фотографировании фрески рядом с окном. Нет, за окна, конечно, спасибо архитекторам: благодаря естественому освещению фрески видны даже без подсветки, ну а о фотографах в XV веке по понятным причинам не думали. Преображение-то все узнали?
Ясно, что это сцена из Лк. 7, когда грешница омыла ноги Иисуса слезами. В Галатине это событие поместили рядом с воскрешением Лазаря, т.е. явно смешали с пиршеством в доме воскрешенного Лазаря (Ин. 12). В византийском обряде, как мы помним, это событие помещают в Великую среду, т.е. объединяют с пиром в доме Симона прокаженного (Мф.26). Вообще эта проблема трех похожих событий (Мф.26, Лк.7 и Ин.12) так и не решена однозначно, были ли это три разных трапезы с тремя разными женщинами, помазавшими Иисуса, или две, или одна - нет ответа. Меня всегда учили, что у Луки самая правильная хронология, ибо он историк и писал не по личным воспоминаниям (которые под старость подводят), а по разным источникам, но тут "аццы" решили иначе, причем разные "аццы" думают по-разному.
Воскрешение Лазаря
Вход в Иерусалим
Тайная вечеря и омовение ног
Моление в Гефсимании. Когда я был молодой, всегда удивлялся, как это ученики могли заснуть в такой ответственный момент. Теперь же, на работе или в метро, стОит только на миг закрыть глаза - и сразу же начинаю видеть сон.
Напоминаю, что благодаря щедрости и человеколюбию нашего канадского друга, пожелавшего остаться неизвестным, все фотографии помещены на Фликре, а значит, можно рассмотреть детали. Туту прекрасно буквально все: и удавка на шее Иисуса, и Петр с ножиком, и пристроившийся к Иисусу сзади Иуда.
Тут совмещены две сцены: Иисус перед синедрионом (внизу) и Ecce Homo (вверху). Обратите внимание на исполненное энтузиазма лицо одного из зрителей, обращенное к нам в три четверти; художник явно кого-то из своих недругов на фреску уместил.
Суд Пилата
Крестный путь сохранился только в виде синопии. Стоявшая рядом гидша (или гидка?) рассказывала английским туристам, что синопия - это от города Синоп. Правда, что ли?
Ну и Воскресением (в данном случае историей с тремя Мариями) все заканчивается. Вы будете удивлены, но на линии Рим - Пескара в Абруццах есть станция Санте-Марие, т.е. "святые Марии", очевидно в честь этих трех замечательных женщин.
Помимо стен в готическом нефе есть еще и свод. В нашей первой секции на сводах нам показывают хор ангелов.
И это еще только начало...