Римская машина времени-2

Dec 23, 2011 13:54

В прошлый раз, читатель, мы с тобой заплатили по 5 евро, открыли некую дверь и...

И улетели на Машине времени почти на 1000 лет назад.
Придется немного пояснить.
1. В качестве предисловия. О титулах, титулярных церквах и их кардиналах.
О существовании titulus Clementis известно с 200 (двухсотого) года. Слово "титулярный" по отношению к римским базиликам и приписанным к ним кардиналам за прошедшие века потеряло свое первоначальное значение, так что приходится пояснять. Дело в том, что в христианскую общину Рима входили не только "малые сии", но и весьма состоятельные лица, которые предоставляли свои дома для Богослужебных собраний. Естественно, что места этих собраний назывались по имени их владельцев, так что в первоначальном смысле пойти в titulus Clementis значило для римского христианина - пойти на Богослужение в дом Климента. Прошли годы, прежние владельцы уже давно почили, их дома стали собственностью Церкви, а прежние имена еще долго сохранялись. Бывшими частными домами, теперь принадлежавшими Церкви, нужно было управлять, и для этой цели и появились титулярные пресвитеры (и диаконы), то есть пресвитеры (и диаконы), управлявшие от имени Церкви titilus'ами. В ряде случае старые названия titulus'ов все-таки вышли из употребления и были заменены именами святых (так случилось, например, с Санти-Куаттро-Коронати http://sibeaster.livejournal.com/40444.html, Сан-Джованни-э-Паоло http://sibeaster.livejournal.com/19152.html), а некоторые так и остались со своими старыми названиями, причем последующая традиция сделала прежних владельцев святыми и "дописала" им красочные жития. Так обстояло дело, например, с Санта-Сабиной http://sibeaster.livejournal.com/17104.html).
2. История базилики.
По всей видимости, Сан-Клементе была на заре своего существования домом некоего Климента. А далее агиография пошла двумя путями:
Путь "исторического романа". Климент этот - не кто иной, как Тит Флавий Климент, родственник Домициана, павший жертвой этого коронованного чудовища. Считается, что Тит Флавий Климент и его жена Домитилла (Помните катакомбы Домитиллы? Это ее рук дело) были христианами и погибли за веру.
Путь "срастания с Преданием". Климент - четвертый преемник апостола Петра на римской кафедре, автор двух "Посланий к Коринфянам" (не путать с Павловыми!). В царствование Траяна Климент был сослан в Тавриду (да-да, в Крым тогда не отдыхать ездили!) и там убит: его привязали к якорю и сбросили в море со скалы (около 100 года). Эта последняя версия и победила.
Кем был Климент - первоначальный владелец titulus Clementis, мы уже никогда не узнаем. Но его дом использовался христианской общиной для собраний, а после Константина Великого был перестроен в базилику. Liber Pontificalis утверждает, что базилику Сан-Клементе освятил папа с неблагозвучным для русского уха именем Сириций (384-399).

Эта базилика спокойно существовала до конца XI века. Папа Иоанн II устроил в ней мраморные хоры (о них в предыдущем посте). При Адриане II братья Кирилл и Мефодий, приехавшие в Рим отстаивать свое дело просвещения славян на славянском же языке, привезли в Вечный город мощи св. Климента (с этими мощами связано несколько вышибающих мозг легенд, о них позже), и папа вместе с солунскими братьями положил мощи Климента в базилику Климента (какое оригинальное решение!). К этому моменту здесь уже находилась десница Игнатия Богоносца (еще одна умопомрачительная история, даже пересказывать не буду).
3. Норманнский пожар. Базилику теряют и находят заново.
А в 1084 году случился норманнский пожар Рима. Вкратце дело было так. Папа Григорий VII и император Генрих IV уж десять лет были в непрестанном конфликте. Первый этап этого конфликта (стояние в Каноссе) знают все. А вот последующие события известныдалеко не всем. Униженный в Каноссе Генрих смог все-таки отомстить великому папе. Подавив мятежи в Германии, Генрих прибыл в Италию, организовал появление антипапы Климента III и осадил Рим.  Григорий VII взывал к своему союзнику и вассалу Роберту Гвискару о помощи. Роберт, к этому моменту выбивший византйицев из Южной Италии, замахнулся на КПоль и воевал с византйиским императором Алексеем Комнином на Балканах. Повинуясь папе, Роберт оставил свою балканскую армию на сына Боэмунда, а сам вернулся в Италию.
Пока что римляне защищали своего папу, но неожиданно переметнулись на сторону императора и открыли ему ворота (21 марта 1084 года). Климент III официально занял кафедру св. Петра (в Пальмовое воскресенье 24 марта) и короновал Генриха (на Пасху - 31 марта), но победителям не удалось сделать главное: захватить самого Григория VII, запершегося в замке Святого Ангела. 24 мая к римским стенам подступил Роберт Гвискар, император не стал искушать судьбу и увел свои войска. 27 мая римляне, предавшие папу и преданные императором, увидели норманнов, вступающих в город. Папа был освобожден, император посрамлен.
И тут произошло необъяснимое. Роберт Гвискар отдал столицу мира на разграбление своим воинам. После 3 дней насилий и грабежей римляне восстали. Норманны, забывшие об осторожности, едва унесли ноги. И подожгли город. Этот пожар был одним из самых разрушительных: выгорели Капитолий и Палатин, а между Колизеем и Латераном не осталось ни одного целого здания.
Сан-Клементе находится как раз между Колизеем и Латераном. Логический вывод? Правильно, сгорела и она. Восстановили ее только в понтификат Пасхалия II (1099-1118).

Переходим к главному. Долгое время считалось, что нынешняя Сан-Клементе - это хорошенько восстановленная базилика IV века. И вот в 1857 году доминиканский приор Маллули (пишется Mullooly) и знаменитый римский археолог де Росси копнули под церковью. То, что они обнаружили, перевернуло все прежние представления. Под нынешней базиликой находилась засыпанная строительным мусором базилика IV века, погибшая в 1084 году. И вот в эту уже расчищенную и укрепленную (чтобы "верхняя" базилика не провалилась нам на голову, пришлось достроить несколько стен) базилику мы с тобой, дорогой читатель, и спускаемся. Добро пожаловать в 1084 год.
4. Фрески
Самое интересное здесь - это фрески, предположительно IX века. По всей видимости, все стены были украшены, сохранилось далеко не все (был как-никак пожар, кроме того здесь очень влажно: помните, я писАл об отводе подземных вод). Кроме того, перекрытие (пол нынешней базилики) отрезало верхнюю часть нескольких фресок, так что ряд святых здесь без голов.
а. месса святого Климента


Несколько безголовых фигур наверху - это св. Климент и его предшественники: апостол Петр, святые Лин и Клет. Головы им отрезали перекрытием, а вот подписанные имена сохранились. В середине фрески св. Климент совершает литургию, среди молящихся - некая благочестивая женщина Феодора. Ее мужу Сиссинию не нравятся походы жены в церковь (тема на все времена!), и он врывается в собрание с требованием вернуть ему заблудшую жену, чтобы она занялась, наконец, домашним хозяйством. Один взмах папской руки - и глупый муж ослеп и оглох, его под руки выводят приходские ведьмы служки.
Сцена внизу еще комичнее. По просьбе Феодоры, которая не знает, на фига ей слепой и глухой муж, св. Климент навещает ее дом и исцеляет Сиссиния. Последний не чувствует благоговения перед святым епископом и зовет своих слуг, дабы они выставили папу вон. Но папу голыми руками не возьмешь! Ослепленные его евангельскими добродетелями, слуги вместо Климента тащут какую-то колонну. В то время как Климент стоит рядышком и, по совету прп. Серафима, "стяжает дух мирен")))
Эта фреска примечательна не только сюжетом (какой милый пример младостарчества!), сколько текстом, ее сопровождающим. Брань Сиссиния была записана, причем не на латыни, а на простонародном итальянском. Правда, "сукины дети" - это самое мягкое, что там написано, но это уже детали))) До рождения Данте оставалось еще два века, а письменный итальянский уже существовал, и фреска в Сан-Клементе - самое раннее тому свидетельство.
б. Чудо у мощей св. Климента.


На этот раз подводная история. Святой Климент был привязан к якорю и сброшен со скалы в море. И сия пучина поглотила его. Но, рассказывает нам его житие, его тело было сохранено нетленным (в соленой воде, о!) в некоей подводной пещере. Раз в год море отступало, и местные христиане приходили в эту пещеру, дабы совершить литургию и поклониться нетленным мощам (боюсь, что ради второго; литургия, увы, в этом случае только повод). Так вот однажды некая благочестивая семья не заметила, что их ребенок остался в пещере. Море вернулось назад (помните историю с богоявленским водосвятием в Питере: "Дайте другого!"). Через год паломники вновь прибыли в пещеру и нашли там живого ребенка (наверно, даже повзрослевшего, хотя история об этом умалчивает). на фреске изображено последнее событие из этой истории. А чтоб никто не усомнился, что дело происходит на глубине морской, вокруг пещеры, где почиют мощи, нарисованы рыки, медузы и прочая подводная тварь.
в. Перенесение мощей св. Климента в Рим


Вот тут уже вполне историческое событие. Если помните, Кирилл и Мефодий были когда-то отправлены с дип. миссией от императора Михаила III к хазарскому кагану (из Стамбула в Астрахань, если говорить нынешнему реалиями) и, естественно, проезжали через Таврию (Крым). Чудесное обнажение пещеры, о котором рассказывалось в п. 4б, давно уже не происходило (Вы заметили, что такие чудеса чаще всего происходят, когда рядом нет ученых и репортеров? И еще "во время оно"?), но ради будущих славянских просветителей море отступило, и святым удалось увидеть мощи св. Климента. Это был уже IX век, когда мощи стали предметом купли-продажи, обмена, расчленения разделения, кражи перенесения и прочих манипуляций священнодействий, так что братья забрали мощи св. Климента с собой. Так и ездили они повсюду с мощами или где-то оставляли, не знаю, но уже гораздо позднее, когда начался конфликт между просветителями и немецкими монахами на тему, на каком языке служить литургию славянам, мощи оказались козырной картой. Кирилл и Мефодий, защищая славянское Писание и Богослужение, поехали в Рим к папе Адриану II. И привезли с  собой мощи св. Климента. Климент, как мы помним, был римским епископом, так что в Рим вернулись мощи одного из первых пап. Адриан II, понятное дело, не устоял перед подарком и полностью оправдал святых братьев.
На фреске и показано крестный ход, в котором участвуют папа (он ошибочно назван Николаем) и двое братьев (группа слева), перед ними несут мощи св. Климента (до кампании по вскрытии мощей в России оставалась тысяча лет, поэтому св. Климент изображен как живой; ох уж и поплатились мы потом за этих "спящих красавиц"!). А как стараются диаконы с кадилами!!!
Мощи св. Климента были положены под престол в Сан-Клементе (он на фотографиях "верхней" церкви хорошо виден), где и находятся до сих пор. Вскоре после этих событий умер и один из братьев - св. Кирилл. О печальной судьбе его мощей я уже рассказывал, а место его первоначального погребения мы увидим чуть позже.

Впрочем фресок пока достаточно. Впереди будет еще больше, потом мы увидим, как наглые "наши" сумели внедриться даже в Сан-Клементе, а затем на машине времени отправимся еще дальше вглубь веков.
Не отключайтесь. А впрочем, "куда же ты денешься с подводной лодки"...

Рим, Сан-Клементе

Previous post Next post
Up