Грандиозная Лоретанская базилика,которую мы уже четыре поста подряд рассматриваем, - это по сути большой реликварий для хранения драгоценной реликвии - дома св. Семейства, перенесенного ангелами из Назарета в 1294 году. Нечто подобное мы
видели с вами в Ассизи, где огромная церковь построена ради сохранения в ней маленькой часовенки св. Франциска. Но и такого большого футляра показалось святым отцам мало, и дом св. Семейства накрыли еще одним мраморным футляром поменьше.
Изначально проект футляра был выполнен Браманте по заказу папы Юлия II в 1509 году, работы начались только в 1513 году под руководством Андреа Сансовино. После Сансовино проект вел Раньеро Неруччи, а завершил работы Антонио Сангалло в 1534 году. Мраморные статуи были выполнены еще позже Джироламо Ломбардо и Джованни Баттиста делла Порта (1543).
Скажу сразу: нам с вами не повезло. Главный неф базилики был занят большой паломнической группой итальянцев. Весь час, что я провел в базилике, они пели литанию, читали розарий, разбавляли то и другое собственными гимнами под гитару. Периодически часть паломников отделялась от остальных и уходила в св. Дом, где они также услаждали св. Деву гимнами. Понятно, что первому пришедшему тапочки и достаются, но все-таки другим индивидуальным паломникам, а также туристам довольно грубо указали на их место вне этого пира веры и духа. Ладно бы, эта группа шла сюда годами сквозь дождь и ветер откуда-нибудь с перуанских склонов, но ведь это были обычные итальянцы, приехавшие на комфортном автобусе! Я не протестант какой-нибудь, а потому считаю, что для получения благодати извольте потрудиться (Sibeaster, например,
взбирался к Сакре Сан-Микеле аккурат перед паникодемией фейковируса, и истребитель старушек и толстяков прошел мимо него) и уж во всяком случае не отпихивать других локтями.
В сухом остатке я не могу вам показать западную, обращенную к молящимся, сторону св. Дома - ждать, когда эти освободят помещение, было бессмысленно. Так что прошу вас удовольствоваться тремя другими сторонами мраморного футляра. Общие фотографии - мои, детали чаще всего взяты из Вики.
Северная сторона (вход)
Рождество Богородицы
Обручение Марии
Общая концепция: житийные и евангельские сцены обрамлены фигурами сивилл (верхний ряд) и пророков (нижний ряд)
Восточная сторона
Успение Богородицы. Сцена ниже посвящена перенесению ангелами св Дома, но ни я, ни профессионалы из Вики почему-то эту сцену крупно не сняли.
Южная сторона (здесь организован выход)
Рождество и поклонение пастухов
Епифания - поклонение волхвов
Западной стороны, увы, нет. Там нам показывают сцену Благовещения и там же есть окно, через которое, как утверждается, Гавриил и разговаривал с Марией (т.е. многочисленные картины, где Гавриил с лилией в руках вваливается в девичью спальню, не соответствуют действительности)
А что там внутри? - спросите вы. Я вам в первой части лоретанской повести рассказывал, что подлинные назаретские кирпичи там не на всю высоту, строение надстроили местными маркезианскими кирпичами и накрыли сводом уже в Лорето. По надстроенной части стены были выполнены фрески, но они после пожара 1921 года стали неудобочитаемыми. Еще там есть считающаяся чудотворной черная статуя Лоретской мадонны - опять-таки копия, т.к. оригинал погиб при пожаре. Понятное дело, что особенно внутри не понаблюдаешь, т.к. там постоянный поток паломников и плотная толпа молящихся.
На этом мы с Лорето заканчиваем. Я спустился с горы и сел на поезд до Анконы, где пересел на следующий - уже до моего Мирамаре. Следующий день, вторник, по прогнозу предполагался дождливым и таковым стал, так что я посвятил этот день изучению Урбино.
Но тут хронология вступает в конфликт с логикой этого журнала. Этот блог, как оказалось, используют в качестве путеводителя, и автору приходится соответствовать требованиям читателей (а иначе его и читать перестанут). Посему я решил рассказать (наплевав на хронологию) о всех посещенных мной городах и весях провинции Анкона, а уж потом перейти к провинции Пезаро-э-Урбино. Так что Урбино сдвигается на некоторое время, а впереди нас ждут последовательно Анкона, Фабриано, пара церквей между Ези и Фабриано, сам Ези.
Кстати, никто не заметил, а ведь в этой поездке автор пересёк экватор: Марке - это его одиннадцатая (из двадцати возможных) итальянская область (были Пьемонт, Ломбардия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Лацио, Кампания, Апулия, Базиликата, ну и конечно же любимая Сицилия; область Венето я себе не засчитываю, т.к. побывал только в самой Венеции). Плохо, конечно, годы берут своё, давление себя уже проявило, травмы случаются на пустом месте (уже две недели не хожу на борьбу - повредил плечо), ноги после дня ходьбы уже настойчиво требуют покоя, а тут еще и ковидобесы с хохлоложцами 3,5 года меня в Италию не допускали. Будь мне сейчас 20, я бы просидел спокойно все эти годы лихолетья дома, но мне уже 48 стукнет! А еще в девяти областях Италии я вообще не был, да и одиннадцати посещенных осталась куча обидных хвостов.