Да-да, в Италии иногда попадаются работы художников, почему-то слабо известных. Но, видимо, пребывание на земле, некогда рождавшей мастеров и гениев (это уже в наши печальные дни всё выродилось до трУсов и паникеров), оказывало непреоборимое влияние на даже второстепенных художников, и они в свою очередь также воспаряли духом.
В Лоретанской базилике им было, где развернуться. В конце XIX века храм был подвергнут реконструкции, и освободилось много свободного места на стенах и сводах, на которые и были брошены свежие художественные силы. А чтобы работы продвигались веселее, капеллы были закреплены за различными нациями. Здесь есть Французская капелла (фрески 1896-1903 года, художник Шарль Lameire - я боюсь транскрибировать французские фамилии), Славянская (точнее, Хорватская, с фресками 1912-1913 Бьяджо Бьяджетти), Американская (фрески 1953-1970гг Беппе Стеффанина), Польская (1912-1939 Артуро Гатти), Швейцарская (1935-1938 Карло Донати). Из перечисленных самой позорной является капелла наших вечных противников - поляков, большей уё...простите, убогости...нужно еще поискать: в "их" версии польской истории Богородица разбивает турецкую армию в 1683 году под Веной и Красную армию в 1920 году под Варшавой. Вопрос, чем занималась св. Дева в 1794, 1831 и 1863 годах, не вписывается в эту дивную историю, а потому игнорируется. Капеллу герцогов Урбинских, единственную сохранившую росписи XVI века, я вам уже показывал в прошлый раз.
Но заглянем в Немецкую капеллу (капеллу Хора - она занимает пространство за св. Домом), и наш скептицизм исчезнет, будто по волшебству. Фрески здесь выполнил
Людвиг Зайтц , итальянец немецкого происхождения (поэтому в итальянской Вики он назван Лудовико). События марианской и евангельской историй Зайтц происходят в волшебном мире готики. Все снимки - из Вики, на месте их трудно фотографировать: капелла узкая и высокая. Ну а сюжеты - все до боли знакомые.
Испанская капелла тоже радует: молодцы, ребята, не посрамили своего отечества, а ведь могли такое же фуфло изобразить, как вечно обиженные на жизнь поляки. Капеллу расписал
Модесто Фаустини в 1886-1890 годах.
Я вообще-то очень скептически отношусь к агиографии, но культ св. Иосифа мне нравится. Это наш мужской ответ на тошнотворно-приторный культ Марии: нет, не в однополой семье взрослел и возмужал наш Господь во плоти, рядом с ним всегда был настоящий мужик Иосиф - скромный работяга, мастер с золотыми руками (других плотников не бывает), решительный и смелый, собеседник ангелов, да и св. Семейство он вообще-то содержал.
С куполом базилики у меня ничего не получилось: высоко, и мой восьмикратно увеличивающий фотоаппарат не смог добиться должного качества. Купол был изначально расписан Помаранчо, но после реставрации конца XIX века в куполе появились новые фрески
Чезаре Маккари на тему догмата о Непорочном зачатии Марии. Ну не знаю, мой фотоаппарат зафиксировал в тех фресках Моисея (мужик с рогами и скрижалями) и неких двух отроков на престоле (Аркадий и Гонорий?).
Доселе мы ходили вокруг да около св. Дома, настало время посмотреть на него. Продолжение следует.