Коли уж я с новым фотоаппаратом заново отснял восточную арабо-норманнскую часть собора Палермо, то покажу для контраста еще и западную. Между двумя фасадами уместились целый собор и два столетия истории: восточная часть, напомню, сохранила свой первоначальный вид XII века, а вот в западной части доминирует портал 1352 года - XIV век. Впрочем, и арабо-норманнских элементов здесь предостаточно.
Западный фасад собора выходит на узкую улицу Бонелло (горький сарказм: этот человек славен убийством Майо, своего предполагаемого тестя и первого министра короля Вильгельма Злого) и соединен двумя стрельчатыми арками с колокольней и Архиепископским дворцом.
(вид с юга)
(вид с севера)
Колокольня, оказавшаяся справа на "северной" фотографии, очень красива и готична, но совсем не исторична: ее построили в 1826-1835 годах по проекту Эммануэле Палаццотто, ну а венчающая ее вершину статуя "Мадонны Конка-д'Оро" появилась там в 1954 году.
Ну а теперь будут уже настоящие готические портал и окно (1352 год)
Да не смущают читателей то открытые, то закрытые западные врата! На самом деле они практически всегда закрыты - основной вход в собор организован через монументальный
южный портик (1426-1430 года, Антонио Гамбара, каталанская готика). Западные же врата открывают только по большим праздникам и по случаю процессий (конкретно мои фотографии с открытыми вратами сделаны в праздник Тела Господня).
Теперь поглядим на башни. В прошлый раз я уже сказал, что в большинстве источников четыре башни собора относят к правлению императора Фридриха II (1 половина XIII века), но в 2019 года гид уверенно говорила уже о XIV веке - арагонской эпохе. Но если мысленно отрезать от собора башни и удалить готический портал, то легко восстанавливается первоначальный арабо-норманнский фасад с ложными арками, маленькими колонками, зигзагообразными узорами и т.п.
Северо-западная башня.
Юго-западная башня
Ну а теперь со страхом и трепетом покажу статуи, украшающие балюстраду, которая опоясывает Соборную площадь. Страх и трепет обусловлены не архигениальностью статуй (барочные статуи редко выглядят выигрышно вблизи), а количеством попыток их заснять. Череда статуй обрамляют площадь с запада, юга и востока, т.е. в течение всего дня они постоянно "засвечены". И вот в июне 2019 года выдался пасмурный вечер, и я ринулся с фотоаппаратом на перевес фотографировать скульптуры. В
итальянской Вики можно узнать имена скульпторов.
Вдоль западной стороны площади
Иосиф Обручник
Апостол Петр
Апостол Павел привычно показывает fuck нехристям
Франческо ди Паола, основатель ордена минимов (отлично) и духовный советчик короля Людовика XI (сводит на нет все мои попытки уважить святого: все-таки духовно руководить таким моральным уродом, как Людовик XI, мог только э-э-э человек не от мира сего)
Григорий Великий. Для Сицилии он не просто один из отцов Церкви, но еще и "свой": семья Григория владела на острове поместьями, которые по воле папы превратились в монастыри
Блаженный Августин (мощи Августина в Павии я вам
показывал)
Блаженный Иероним
Амвросий Медиоланский (мы с вами видели его
мощи в Милане! А еще ему приписывают создание особого
амвросианского обряда) Теперь пошла южная сторона
Папа Агафон (на кафедре в 678-681 годах). Для истории он ценен тем, что его легаты участвовали в Шестом Вселенском соборе, ну а для сицилийцев он просто земляк
Мученица Кристина - одна из четырех патронесс Палермо. Вообще-то пострадала и была погребена в Больсене, где можно посетить катакомбы ее имени (не добрался пока, но есть в планах)
Сильвия - мать Григория Великого
Святая Агата - еще одна из четырех покровительниц Палермо, но вообще-то еще и самая главная патронесса Катании
Святая Розалия - после 1624 года самая главная патронесса Палермо
Святая Нинфа - одна из четырех патронесс Палермо, ей посвящена
большая церковь буквально в десятке метров от моего привычного отеля.
Святая Олива - четвертая и последняя патронесса Палермо.
Боюсь, что читатели уже запутались в святых молитвенницах за град Панормский, а потому поясню. Исторически в Палермо было четыре патронессы, по одной на каждый городской квартал, а именно мученицы Кристина, Олива, Нинфа и Агата (причем Агата еще мыслится заступницей за Катанию - свою родину). В 1624 году во время эпидемии на горе Монте-Пеллегрино были обретены, а затем перенесены в собор мощи святой Розалии - затворницы, жившей в XII веке. После перенесения мощей Розалии эпидемия закончилась, и с тех пор Розалия стала пятой из четырех (и самой главной) покровительницей Палермо. Все разобрались в этой головоломке? Тогда продолжаем...
Папа Сергий I (на кафедре в 687-701 годах). Для Западной церкви он, прежде всего, инициатор ввода в мессу гимна Agnus Dei, для церкви Восточной - тот, кто наотрез отказался подписать каноны Трулльского собора (тех самых, по которым посадили девчонок из Пусси Райот), ну а для палермитан - земляк.
Переходим на восточную сторону
Святитель
Мамилиан. Обязательно сходите по ссылке и узнаете, что этот епископ Палермо, изгнанный с кафедры вандалами-арианами, жил на небезызвестном острове Монте-Кристо, о-о-о! Три последующие статуи изображают сподвижников Мамилиана: Евстокла, Прокула и Голбодея.
Этот частокол из святых имел некогда практическое значение: ограждал кладбище, располагавшееся с южной стороны собора. На месте кладбища теперь сквер с фонтаном святой Розалии.
Я бы хотел еще многое написать о соборе Палермо, но (слышу вздох облегчения, вырвавшийся у читателей) внутри там плохо с освещением. Если когда-нибудь проблему решат, я обязательно отсниму вам во всех подробностях два сосуда для святой воды:
один- работы Доменико Гаджини,
другой - Дзузеппе Спадафора. Ну а коли пока о соборе писать нечего, мы с вами направимся изучать Ораторий Белых в квартале Кальса.
PS Если кому-то не хватило моего набора из 100500 фотографий собора Палермо, то вот вам
еще столько же от
uchitelj.