Вилла д'Эсте - самое известное место в Тиволи, сюда автобусами везут организованных туристов, сюда же добираются своим ходом не менее многочисленные неорганизованные туристы, здесь даже приходится отстоять очередь на вход. Но вилла того стоит - не каждый день увидишь вживую дедушку Версаля и Петергофа.
В обмен на 10 евро на входе получаешь листочек формата А5 с планом сада с фонтанами (с одной стороны) и комнат дома (с другой стороны), инфостенды есть только в помещениях,в саду же информации, удивительное дело, нет. Можно просто идти по карте, но это быстро надоедает: я прошел по саду первый раз наобум, а на обратном пути уже стал сверяться с картой, чтобы не пропустить что-нибудь. И да, на вилле я был дважды: в далеком январе 2012го и в пасхальный понедельник 2019го. Первый раз я сюда приехал из
Субиако, где на воскресной литургии прекратил личную схизму и воссоединился с Вселенской церковью, так что виллу я осматривал в, так скажем, духовно пьяном состоянии. В апреле 2019 года я был духовно трезв, но зато осмотр проходил под проливным дождем. Это я написал, чтобы заранее оправдаться в отсутствии красивых солнечных панорамных снимков - оба раза обстоятельства были против меня.
Наилучший рассказ о вилле д'Эсте из мной увиденных находится не в итальянской, как стоило бы ожидать, а в
английской Вики. Виллу на месте бывшего францисканского монастыря, примыкавшего к церкви Санта-Мария-Маджоре, построил кардинал
Ипполито д'Эсте (1509-1572), сын феррарского герцога
Альфонсо I и
Лукреции Борджиа. Ипполито был, как бы сейчас сказали, мальчик-мажор: с детства его осыпали епархиями и аббатствами, все участие его в духовной жизни которых сводилась к получению доходов, он был неоднократным претендентом на папский трон, занимал посты старейшины (декана) коллегии кардиналов, ну и заодно, к этому и веду, губернатора Тиволи. В качестве светского правителя кардинал конфисковал монастырь, затем скупил кучу домов, всё это снес, а на освободившемся склоне холма построил номинально государственную дачку (все параллели надуманы!). Строительство началось в 1550 году и продолжалось до кончины кардинала в 1572 году. Замысел принадлежал известному архитектору, живописцу (и еще много чего)
Пирро Лигорио.
После смерти Ипполито вилла в качестве официальной резиденции переходила от одного декана коллегии кардиналов к другому, в их числе были еще два "мажора" из семьи Эсте -
Луиджи(1538-1586) и
Алессандро(1568-1624). Последнему удалось выбить у папы Григория XV "приватизировать" дачку в частную собственность, так что после смерти кардинала вилла перешла к моденским герцогам из дома Эсте, затем в руки семейства Австрийских-Эсте (потомков одного из сыновей императрицы Марии-Терезии). Наследственные владельцы, в отличие от кардиналов, жили только на свои средства, а потому дорогой виллой пренебрегали, так что здесь началась долгая пора запустения. Вилла вновь ожила, после того как перешла в 1850 году в руки немецкого кардинала
Густава фон Гогенлоэ (1823-1896). В межвоенный период вилла была национализирована и с тех пор неоднократно реставрировалась. Помещения виллы мы посмотрим позже (они тоже достойны внимания, хотя в первый свой приезд я пробежал по ним галопом в сад), но фонтаны известны гораздо больше, так что с последних и начнем.
Сейчас вход на виллу организован от церкви Санта-Мария-Маджоре, так что посетители сначала проходят в дом, а затем спускаются в сад. Изначальный замысел был обратным: гости поднимались ступенька за ступенькой, шаг за шагом от входа к дому, и по мере их продвижения вперед фонтаны усложнялись от примитивно-сельских горок до сложных каскадов. Наверно, наилучшим образом было бы любоваться виллой в том порядке, что был задуман Лигорио, но навряд ли у кого-то хватит выдержки пробежать всю виллу с закрытыми глазами))) Поэтому просто дам пару картинок снизу, а потом пойдем стандартным маршрутом.
Вот так выглядит вилла от святилища Геркулеса Победителя (если уж идти туда и тратить 5 евро, то только ради этого вида)
Видно, кстати, что с главной осью виллы что-то не вышло: нет здесь прямой линии! Теперь та же самая ось, но уже вид сверху, от дома:
По выходе из дома, попадаешь на широкую террасу...
...с которой, кстати, открывается панорама города Тиволи с
собором и церковью Сан-Пьетро-алла-Карита
В одном из концов террасы находится фонтан Европы
А от него можно спуститься к фонтану Пегаса
А еще ниже находится один из больших каскадных фонтанов - Овальный (проект Пирро Лигорио)
Начавшийся некстати дождь не должен помешать вам заметить, что помимо основного фонтана здесь бьет еще куча струй с разных сторон, и что за этими струями скрываются потайные гроты
От Овального к другому большому фонтану Рометта идет длинная аллея, называемая Ченто Фонтане - "Сто фонтанов"
В этом месте имеет смысл попытаться сойти с проторенной дороги вверх-вниз, чтобы наткнуться, например, на такое:
(на карте даже не был обозначен!)
Грот Геракла
Где-то здесь находится и фонтан Треножника (Трипода). Я его заметил только на обратном пути с террасы
А фонтан Бокала устроен уже в XVII веке славным Бернини:
А вот фонтан Драконов у меня на фото не получился, так что гляньте
здесь. А меж тем фонтан специально построили к визиту папы Григория XIII (того самого, что рукоплескал Варфоломеевской ночи и подарил нам новый календарь), в гербе которого присутствовали эти милые существа.
Ан нет, есть и у меня фонтан Драконов:
Фонтан Рометта назван не в честь последней византийской
цитадели на Сицилии (до сих пор не понимаю, как туда добраться: от станции там много км в гору топать), а в честь ...Рима: Рометта - это, так сказать, Римчик, маленький Рим.
Очень уж он мне понравился. Это - тоже работа Пирро Лигорио, замысел был грандиозным: выполнить макет Рима. К сожалению, не все детали сохранились, но статую богини Ромы, Капитолийскую волчицу и лодочку с Испанской площади узнать легко.
Автора подвели ложное сходство и аналогия: лодочка изображает не лодочку, а Тибрский остров (спасибо
khebeb!)
Следующие два фонтана украшают собой монументальную лестницу, ведущую из большой Лоджии на террасе в сад.
Фонтан Прозерпины. По изначальному замыслу здесь должны были разместиться статуи 4х римских императоров, но они куда-то исчезли, и в 1640 году сюда поместили Прозерпину (Персефону), похищаемую Плутоном (Аидом). Впрочем, Прозерпина до наших дней также не дожила.
Фонтан Совы
Фонтан устроен в 1565-1569 годах мастером Джованни дель Дука. Сейчас очень трудно понять, откуда взялось такое необычное название. Оказывается, в 1566 году в фонтан был встроен гидравлический механизм, благодаря которому помещенные между струями птички пели разными голосами. Затем внезапно появлялась сова, птички замолкали, сова затем пряталась, и птички пели вновь. Увы, механизм утерян...
Возвращаемся на главную ось сада, именно отсюда сделан ранее уже показанный снимок:
И смотрим налево:
Перед нами каскад из двух больших фонтанов: наверху здание затейливой архитектуры - это фонтан ОргАна, ну а множество струй бьют вверх из фонтана Нептуна.
Вся масса воды из фонтана Нептуна расходуется по назначению: ею питается череда Рыбных прудов
На этом месте имеет смысл сделать паузу. В следующий раз мы с вами поглядим внимательно на фонтан Органа, а затем спустимся на нижний уровень сада.