Катакомбы Сан-Каллисто некогда были первым официальным кладбищем римской христианской общины. Начало им положил папа Зефирин (199-217), а управление ими было поручено диакону Каллисту, тоже будущему папе (217-222). Часть катакомб были некогда отдельными кладбищами (например, крипта Луцины, где был похоронен папа Корнелий). Другие части постепенно присоединялись в последующие века: хронологически последней является секция Ливерия (352-366) - того самого папы, который подарил миру базилику Санта-Мария-Маджоре.
Вплоть до конца IV века катакомбы были обычным кладбищем, затем стали в основном местом паломничества. Дело в том, что с началом варварских нашествий население Рима резко сократилось, в городе освободились значительные площади, где и стали производиться захоронения. Если кто-либо из читателей попадет в крипту Бальби (ужасно скучный музей, но кое-что интересное можно там узнать), то увидит схему городских римских кладбищ в раннее средневековье. В частности, кладбищами были Термы Каракаллы, Колизей и даже такое поэтическое место, как кусок гетто перед портиком Октавии. В общем, везти покойников за город (а за стенами было очень неспокойно) стало незачем. Еще в конце VIII века катакомбы по-прежнему были важнейшими местами паломничества: так, папа Адриан I (772-795) выделял деньги на их ремонт. Но в IX веке все резко изменилось: мощи мучеников почти что в пожарном порядке были вывезены из катакомб и перемещены в городские базилики, и лишенные паломников катакомбы были быстро забыты. Заново катакомбы Сан-Каллисто были открыты археологом де Росси в 1854 году.
Стандартный тур по Сан-Каллисто выглядит так. Туристы спускаются по изрядно обновленной, но все же исторической лестнице папы Дамасия, смотрят Крипту пап, оттуда переходят в Кубикулу Цецилии, а затем запутанными коридорами пробираются к так называемым Кубикулам Таинств. Затем на обратном пути группу заводят в одну из кубикул, предназначенную для совершения мессы, где следует заключительное слово гида, после чего все уходят восвояси. На все про все уходит от силы минут 20.
Кубикула пап была некогда настоящей подземной церковью с колоннами и сводчатым потолком. Здесь были похоронены 9 римских и 8 прочих епископов. На сохранившихся плитах четко видны буквы EPI. Еще на двух (Фабиана и Сикста II) есть надпись MRT (мученик). Имена пап (частью на гречесом, частью на латыни) неплохо сохранились. Но главный герой здесь, конечно, Сикст II, чья гробница была превращена в алтарь. Сикст был арестован римскими солдатами прямо в катакомбах, где совершал Богослужение. Далее об этом можно прочесть в латинской поэме Дамасия, высеченной на одной из плит: "В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству" . Такое вот героическое время было! Подумать только, возможно бы было в то время пребывание в Церкви пресвитера Чаплина (
www.newsru.ru/religy/12apr2011/zlato.html)?
Следующая кубикула называется кубикулой Цецилии. С этой почтенной дамой связана следующая легенда. Папа Пасхалий I (то самый, который построил Санта-Мария-ин-Домника, Санта-Прасседе и Санта-Чечилия-ин-Трастевере) очень хотел найти в катакомбах мощи Цецилии, но к этому моменту здесь все было в таком запустении, что поиски были безуспешными. И вот бедному папе во сне является сама Цецилия и говорит: "Ты был настолько рядом со мной, что мог со мной поговорить". Папа послушался совета святой, нашел ее мощи и перенес их в основанную им церковь в Трастевере. В 1599 году при перестройки церкви гробницу вскрывали, и присутствовавшие увидели, что тело Цецилии было по-прежнему нетленным. Видевший это своими глазами скульптор Мадерно по свежим впечатлениям изваял статую. Отсеченная голова святой лежит так близко к телу, что рубец едва заметен; на одной руке святая сжимает три пальца, на другом держит отдельно только один палец. Подлинник статуи находится в Санта-Чечилия, а здесь в катакомбах - копия.
Важный совет. Встаньте справа от стауи, в дальний угол кубикулы. Из этой точки Вы спокойно рассмотрите фрески на стенах: Христа Пантократора, Цецилию в позе оранта, папу Урбана I, еще трех мучеников, двух агнцев с крестом.
Затем туристов ведут коридорами, в стенах которых вырублены локулы. Особенное впечатление у меня от галереи, где этих локул штук семь-восемь по вертикали. Огромная галерея мертвых.
Кубикулы таинств - это последняя важная точка маршрута. Их пять штук. Войти в них, правда, нельзя, ибо входы закрыты стеклом. Приходится рассматривать через стекло. Вот тут я бы посоветовал пристроиться в конец очереди, чтобы никто не подгонял. На стенах можно увидать различные образы крещения (Моисей высекает воду из скалы; самарянка у колодца; расслабленный при купальне Вифезда; крещение Христа в Иордане). Есть и сцена собственно крещения: пресвитер возлагает руки на неофита, стоящего в потоке воды (похоже на душ). Еще одна частая сцена - Евхаристия, изображенная в основном в виде чудесного умножения хлебов и рыбы. Ну и многократно Иона с китом.
Далее все зависит от гида и от предыдущих групп. Если повезет, Вас заведут в кубикулу саркофагов. Вообще саркофаги не свойственны для Сан-Каллисто, а вот в этой кубикуле - их целых два. Опять-таки если повезет, вам позволят взглянуть через проем на кубикулу Четырех времен года. А далее путь по крутой лестнице вверх.
Многие части катакомб по-прежнему закрыты для посетителей. Их ты, читатель, все равно не увидишь, а вот почитать в приведенных выше источниках можно. Как Вы заметили, фотографий нет - внутри строжайше запрещено фотографировать. Впрочем, есть надежда, что этот нелепый запрет когда-нибудь отомрет - так, в неаполитанских Сан-Гаудиозо я спокойно фотографировал.