Удивительное рядом...Сколько раз бегал мимо этой церкви на вокзал и не обращал внимания: вечно закрыта, фасад обшарпанный. А этим летом обнаружилось, что внутрь пускают и даже проспектик на английском дают на входе. Не знаю, была ли это разовая акция, но на всякий случай запоминайте: если идете из центра к вокзалу по виа Македа, смотрите внимательно на левую сторону улицы. Может случиться, что и вы попадете в церковь бывшего монастыря босоногих кармелиток.
Монастырских церквей в Палермо очень много. Другое дело, что не в каждую пускают. Знаток той старой, до Рисорджименто, Сицилии Джузеппе Томази ди Лампедуза в "Леопарде" написал:
"Низкие, лепившиеся друг к другу дома Палермо, казалось, были подавлены беспредельной громадой монастырей, А их здесь десятки, и все они огромные, плотно прижавшиеся друг к другу, монастыри мужские и женские, монастыри богатые и бедные, монастыри для благородных и для простонародья, монастыри иезуитов, бенедиктинцев, францисканцев, капуцинов, кармелитов, августинцев… Ввысь подымались расплывчатые очертания их голых куполов, похожих на высохшие груди без молока; но именно они, эти монастыри, и придавали городу столь мрачный вид, определяли весь его облик, служили ему украшением и вместе с тем несли в себе то ощущение смерти, рассеять которое и исступленному сицилийскому солнцу было невмочь.
Но в этот час, когда ночь уже почти опустилась, монастыри деспотически главенствовали над всем. На самом деле против них направлены костры, зажженные в горах людьми (речь о гарибальдийской Тысяче - прим. моё), весьма схожими с теми, кто жил в монастырях, такими же, как они, фанатичными, такими же, как они, замкнутыми и такими же, как они, жадными до власти, которая, согласно обычаю, означала праздность"
История монастыря началась в 1626 году. В этом году супруги Антонио д'Арагона Монкада, герцог Монтальто и Бивона, принц Патерно, и Джоанна де ла Черда (из испанской семьи Мединачелли) потеряли первенца Франческо. Смерть сына потрясла родителей: отец вступил в орден иезуитов, а мать приняла постриг в монастыре босоногих кармелиток (о них можно почитать хотя бы
в ПЭ; в этой конгрегации просияли две святых Терезы: Авильская и из Лизьё). На средства Джоанны де ла Черда (после пострига она стала именоваться сестра Тереза Св.Духа) в 1628 году в Палермо началось строительство новой обители. Семейство Арагона Монкада было очень влиятельным; в частности выживший сын Джоанны Луиджи Гульельмо, принц Патерно, герцог Монтальто и Бивона, был зятем сицилийского вице-короля. А посему что нищенствующие кармелитки получили роскошную обитель в центре Палермо.
Герб семьи Арагона Монкада на фасаде.
Сицилия, в отличие от континентальной Италии, не видела французских республиканских и наполеоновских армий, а посему монастырь кармелиток без перерывов функционировал вплоть до 1861 года, когда власти объединенной Италии его-таки реквизировали. В здании собственно монастыря с 1904 года разместились учебные заведения, а вот храм в итоге стал приходским.
По идее храм кармелиток должен был быть скромным, но деньги фамилии Арагона Монкада испортили бедных кармелиток. В результате церковь украшают лепные работы Джузеппе и Прокопио Серпотты, а расписывали ее модные художники Борроманс, Танкреди и Грано. Моё мнение о барочной живописи давно известно читателям, а вот лепнина семьи Серпотта великолепна.
Плафон работы Филиппо Танкреди "Триумф св.Терезы Авильской"
Над пресвитерием тот же Танкреди изобразил коронацию Богородицы и святой Терезы (ого!):
Начинаем с пресвитерия.
Две картины на стенах пресвитерия - это всё тот же Филиппо Танкреди, всё о той же св. Терезе Авильской
Святая Олива - одна из пяти покровительниц Палермо (у каждого из четырех исторических кварталов есть своя - Олива, Нинфа, Агата и Кристина; плюс - одна на весь Палермо - святая Розалия)
А зовут ее Склероз...Не сфотографировал постамент, и, разумеется, уже не могу вспомнить...Логично предположить, что это - святая Розалия, но нет ее традиционных атрибутов.
Далее следуют фирменные серпоттовские "театры" - маленькие сценки в рамках:
Четыре добродетели:
Милосердие
Милость (misericordia)
Божественная мудрость
Крепость (fortezza)
Конечно, без путеводителя угадать, какая статуя какую добродетель изображает, трудновато. Пожалуй, лишь Милосердие однозначно определяется - по детям. Ну еще Мудрость мужно угадать - слишком уж много голубей уселось на бедную женщину.
Боковая капелла Распятия. Все фигуры - работа Серпотта.
Детали капеллы покрупнее:
Дорогие читатели, нам еще предстоит несколько барочных церквей Палермо. Вы уж потерпите, пожалуйста; поверьте, автору стОило немалых трудов попасть в них во внебогослужебное время