Перуджа - часть 11. Национальная галерея Умбрии (продолжение)

Aug 20, 2017 11:14

Мы с вами продолжаем гулять по Национальной галерее Умбрии. В прошлый раз мы прошли насквозь XIII - XIV столетия и добрались до блистательного кватроченто - XV века, а по пути нам встретились Беноццо Гоццоли, Джованни Боккати и масса неизвестных за пределами Умбрии анонимов. Итак, пошли дальше.

В галерее есть свой Пьеро делла Франческа, в Перудже он написал алтарный образ для давно уже исчезнувшего женского монастыря Сант-Антонио-ди-Падова (1468). Фотографии из Вики.



Верхняя часть - Благовещение. Обратите внимание на перспективу: уходящая вдаль галерея клуатра.



Средняя часть, слева - святые Антоний Падуаснкий и Иоанн Креститель:



Средняя часть, центр - очень серьезная Богородица с еще более серьезным Младенцем, присевшие отдохнуть в античной беседке



Средняя часть, справа - Франциск Ассизский и Елизавета Венгерская



Пределлу эти пакостники молодцы из Вики не сфотографировали, но на общем снимке все видно: слева Антоний Падуанский воскрешает умершего мальчика, справа Елизавета Венгерская спасает упавшего в колодец ребенка, а посередине Франциск получает стигматы на горе Ла-Верна.

Я уж не раз признавался в своей любви к Пьеро делла Франческа. Мы с вами видели его работы и в Ареццо, и в Сан-Сеполькро; можете глянуть по тэгу.

Следующего понравившегося мне автора - Бенедетто Бонфильи - Муратов жестко раскритиковал:
"Бонфильи написал ряд очень хорошеньких ангелов, видимых нами в фрагментах пинакотеки, но для сколько-нибудь значительных композиций ему недоставало таланта и даже всего-навсего вкуса. Живопись его жестка и зачастую дисгармонична, большеголовые и приземистые фигуры лишены грации...Но Бонфильи обладал весьма ограниченным воображением и несколько тупо видел действительность. В этом художнике Перуджия оказалась далеко менее счастливой, чем даже маленькое Фолиньо в своем несравненно более остром и оригинальном Алунно"
Надеюсь, что в раю нас с Муратовым поместят в разные итальянские обители))) Потому что его высказывания иногда настолько несправедливы, что трудно удержаться от намерения порвать их (вместе с автором) на части. Мы с вами еще доберемся до Алунно - тоскливый мрачный автор, а вот Бонфильи - это восхитительно)))



Благовещение с евангелистом Лукой. Не говоря уж о прекрасной "назаретской хижине" и величественными горными лесами на заднем плане, сам сюжет-то каков! Лука со своим другом - теленком уселся между Гавриилом и Марией, чтобы все правильно законспектировать!

Четыре пары ангелов с розами (1464) предположительно обрамляли несохранившийся табернакль то ли в церкви Сан-Франческо-аль-Прато, то ли в прилегающем к нему в оратории Сан-Бернардино.





К сожалению, у меня есть фотографии только двух пар. И вот увидев этих агелочков и Луку с бычком псореди сцены Благовещения, "наше все" Муратов счел, что Бонфильи несколько тупо видел деййствительность. Какая несправедливость!

Отдельного рассказа заслуживают восемь маленьких картин, образующих цикл о святом Бернардине Сиенском. Об их авторстве продолжаются дискуссии; принято считать, что над ними работал коллектив авторов, условно называемый "Мастера 1473 года" (год написания). В числе авторов могли быть Пинтуриккьо, Перуджино и Фьоренцо ди Лоренцо.


Бернардин воскрешат человека найденного мертвым под деревом



Здесь всё гораздо хуже: раненый умирал от вбитого ему в голову гвоздя (по всей видимости, уьийца рядом размахивает дубиной). Но святой Бернардин, к которому раненый мысленно обратился, вмешался и исцелил умирающего.



Святой Бернардин выводит из темницы невинно осуждённого



Некоего Джованни Антонио Торнано жестоко избили и ранили. Но святой Бернардин явялется к нему и исцеляет его.



Святой Бернардин исцеляет слепого мальчика



Святой Бернардин воскрешает младенца, умершего при родах



Святой Бернардин исцеляет дочь некоего Джованни Антонио Петрацио из Риети



Некоего Николо ди Лоренцо из Прато растоптал взбесившийся бык. Но, как вы понимаете, для святого Бернардина это не проблема.

"Более всего другого запоминаются посетителю пинакотеки эти восемь чудес Сан Бернардино, с их светлой праздничностью красок, с бледно-голубыми небесами, с прозрачностью теней, ложащихся на белый мрамор или на розовый кирпич их легкой архитектуры, с фантастическими пейзажами скал и одиноких деревец, круглящих шарообразную листву на высоком и тоненьком стволе. Историкам искусства эта сюита задала одну из с трудом разрешимых загадок" (Муратов).  Далее он рассуждает о возможных авторах цикла...
Ну а нам с вами можно просто полюбоваться прекрасной архитектурой, пейзажами и костюмами. Ну и конечно сами сюжеты, с болшим количеством задействованных персонажей - участников, просто зрителей, самих исцеленных и спасенных. Сам Бернадин, который появляется из самых неожиданных мест и в самых неожиданных ликах, тоже прекрасен.

В следующий раз у нас будет много Перуджино (куда же в Перудже без него?), так что сейчас я слегка нарушу хронологию и покажу две картины доселе мне совершенно неизвестного Бартоломео Капорали:


Поклонение пастухов



Алтарь Сан-Джироламо

Ну а в следующий раз мы с вами погрузимся в мир перуджийского Перуджино)))

Умбрия, Перуджа

Previous post Next post
Up