Монте-Сант-Анджело - часть 2. Пещера Архангела Михаила

Jan 25, 2017 23:10


В прошлый раз я вам рассказывал, чем же известен в западном мире городок Монте-Сант-Анджело. Настало время показать вам ту саму пещеру...

По расписанию сантуарий должны были открыть в 7-30, а первая месса назначена на 8-00. Я встал пораньше, чтобы быть первым посетителем и поглядеть пещеру без лишних свидетелей. Утро после вечернего ливня и холодной ночи было промозглым:






В кадр оба раза попала колокольня, построенная в 1274 - 1282 годах по заказу Карла Анжуйского. В нормальную погоду она выглядит так (фото из Вики):



Моя гостиница стояла буквально в сотне метров от сантуария, следующая фотография сделана буквально с порога отеля:



Вход в пещеру накрыт готическим портиком XIII - XIV столетий; начали его строить при Карле I Анжуйском, а завершили при короле Владиславе:



При хорошей погоде все должно было выглядеть вот так (фото из Вики):



В тимпане статуя архангела Михаила:



Теоретически внутрь можно войти через два портала (в мой приезд были открыты только правые двери), один из них - XIV века, второй реконструирован в XIX-ом.
Левый портал, сами врата выполнены в XX столетии.


Наверху можно прочесть латинскую надпись, по легенде этими словами архангел Михаил запретил епископу Лаврентию освящать пещеру. Там написано следующее: Non est vobis opus hanc quam aedificavi basilicam dedicate ipse enim qui condidi etiam consecravi, то есть "Не ваше дело освящать эту базилику, ибо я, основавший её, освятил её"
Левый люнет:



Правый портал; по всей видимости, именно его реконструировали в XIX веке.






Наверху еще одна латинская цитата: Terribilis est locus iste hic Domus Dei est et porta coeli, т.е. Страшно сие место! Это дом Божий, это врата небесные (Быт. 28:17)

На этом месте нужно притормозить и сообщить, что Пещера недавно включена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как памятник лангобардской истории (мы с вами бывали в еще одном лангобардском памятнике - в   церкви св. Софии в Беневенто). Увы, местные власти решили после этого события почивать на лаврах: никаких инфостендов нет ни снаружи, ни внутри Пещеры. Поэтому информации в этом рассказе и получается так мало.

За портиком начинается кажущаяся бесконечной лестница вниз. Напомню, что мой отель насчитывал семь этажей вниз; видимо, на такую же глубину и приходится спускаться паломникам.








(фото из Вики, у меня статуя получилась засвеченной)






При входе  стоит стандартный указатель, запрещающий заходить в плавках, есть мороженое и фотографировать. Не знаю, сколько с V века набралось желающих войти в Пещеру в плавках и с мороженым; мне было очень холодно даже в куртке))) Камер слежения на лестнице я не обнаружил, но все равно снимал украдкой))) На одном из поворотов находится вход в музей. Увы, музей был закрыт без объяснения причин (расписания никакого не вывешено), а жаль: кое-какие ценные вещи снесены туда.

За последним порталом находится маленький дворик непосредственно перед Пещерой.


Первое разочарование: разглядеть бронзовые врата нет никакой возможности. А меж тем эти врата выполнены по заказу амальфитанского купца Панталеоне в 1076 году в КПоле ( мастер Баризано тогда еще не родился). Есть некая маленькая надежда, что подлинник снят и перенесен в музей (это - гипотеза), но даже это не помогло мне: врата я не увидел.

Внутри снимать нельзя - на входе сидит монах, наблюдающий за дисциплиной. Пришлось побыть в роли плохого мальчика и все же сделать два кадра, чтобы было понятно, что к чему:


Вход в пещеру - справа. От входа вглубь пещеры при Карле Анжуйском были устроены готические своды - получилось некое подобие нефа. Слева от входа (справа на фото) устроено несколько капелл, в одной из них находятся монашеские хоры (монахи, проводившие много времени в пещере, часто болели; пришлось обустроить хоры поближе к входу и теплу). В конце нефа капелла Святых Таин. А вот пространство справа от входа (слева на фото) сохранилось в виде, близком к первозданному:




Слева (в кадр не попали) устроено еще несколько алтарей. Но главное священное пространство - прямо перед вами. Еще одна фотография, но уже не моя:


Алтарь за преградой устроен, по преданию, самим архангелом Михаилом. Самое интересная с точки зрения искусства деталь в пещере - это трон архиепископа Льва (XI век); он слева от архангельского алтаря. Увы, в пресвитерий не пускают, а из "мирского" помещения трон плохо просматривается. В Вики есть черно-белый снимок аж 1970 года:



Откуда так много людей на моей фотографии Пещеры? - спросите вы. Я же так все предусмотрел: и встал пораньше, и пришел загодя до мессы. Как оказалось, мой отель был почти полностью занят польской паломнической группой, и для них Пещеру открыли пораньше. До первой обычной мессы в 8-00 поляки успели отслужить свою. Я, в силу некоей национальной традиции, с предубеждением отношусь к польской католической духовности. Мне кажется, что это - та же великорусская духовность, тот же неразумный фанатизм, та же нетерпимость к инакомыслящим, то же чванливое ощущение себя столпами благочестия и оплотом духовных скреп, только в силу обстоятельств все это окрашено в католические тона. Но тут нужно признать: поляки оказались молодцами, обскакали всех и первые помолились в Пещере))) За ними, перед первой общей мессой, "втиснулись" местные монахи, прочитавшие Laudes.

В мессе, в которой я участвовал, участвовали с полтора десятка человек: местные плюс трое приезжих (многогрешный аз и супружеская пара). Как потом оказалось, пресвитер также был приезжим: я встретился с ним и супружеской парой в столовой отеля. Невольно вспомнил про наших "батюшкиных обожалок": завтракать под пристальным (мне так мнилось) взором священника, из рук которого я только что причащался, было как-то некомфортно))) Ох уж эти батюшки, ох уж этот неизлечимый ПГМ)))

Общие впечатления таковы: если у вас нет каких-либо личных причин посещать Монте-Сант-Анджело, то этим пунктом апулийской программы можно пренебречь. Уж слишком сложно сюда добираться, а каких-то значительных произведений искусства здесь не увидать. Но если вам интересно побывать "в шкуре" христианских паломников прошлого, то это место для вас! На высокой горе, вдали от больших городов и модных курортов, в холоде и сырости как нигде более чувствуешь себя одновременно и "хужевсех", и поближе к неотмирному бытию.

В Монте-Сант-Анджело мне еще удалось посмотреть главную городскую церковь - Санта-Мария-Маджоре с фресками XIII века; их я покажу в следующий раз.

Монте-Сант-Анджело, Апулия, Святыни

Previous post Next post
Up