Напоминаю, что мы в ближайшие несколько постов будем изучать грандиозный романский собор в Трани. В предыдущем рассказе я показал несколько общеплановых фотографий и вкратце изложил историю стороительства. Теперь же обратим свой пристальный взор на главный западный фасад.
Собор, как вы помните, двухэтажный: паперть находится на уровне пола верхней церкви, в нижнюю нужно спускаться по лестнице под папертью (на фото этот проем закрыт решеткой - снималось во время сиесты, в рабочие часы решетку открывают).
Мы с вами уже видели много апуло-романских соборов, так что без труда заметим: главный неф гораздо выше боковых, так что внутри нас ждут матронеумы - галереи над боковыми нефами.
Верхняя часть фасада украшена окном-розой в окружении зверушек (насколько можно разглядеть на таком расстоянии - львов и грифонов).
Следующий уровень фасада украшен тремя окнами: боковые - попроще, центральное - вновь среди зверей, на этот раз там замечены слоны.
Левое боковое окно. Правое - или идентичное, или очень похожее (я разницы не увидал)
Ну а центральное со львами и слонами я поснимал с разных ракурсов:
Самый нижний уровень украшен чередой ложных арок, в которые вписаны три двери: боковые - совсем простенькие, а главные - предмет отдельного разговора.
Ну а теперь все внимание - на центральный портал.
Бронзовые врата мастера Баризано мы с вами уже видели, а теперь собственно мраморный портал:
Нечастый случай, когда известны имена мастеров, работавших над порталом. Это были отец и сын - Бернардо и Эустазио; после Трани они поработали еще и в Дубровнике.
Архивольт снимал частями настолько крупно, насколько позволял фотоаппарат. Идем слева и по часовой стрелке:
Левая "створка" портала - снизу вверх.
Разобраться в изображениях удобнее, если начать со средней фотографии: на ней как раз все три сцены поместились. Самая нижняя сцена - это жертвоприношение Авраама; без подсказки угадать трудно, но можно, если обратить внимание на барана в самом низу. Средняя сцена тоже плохо угадывается: оказывается, перед нами борьба Иакова с ангелом; прсто ангел неважно сохранился. Самая верхняя сцена зато читается сразу: Иаков во сне видит лестницу, по которой ангелы восходят к Богу.
Правая "створка" портала и сохранилась хуже, и объяснена как-то кривовато. Идем также снизу вверх.
Две верхних фигуры - это Исайя и Иеремия, наиболее глазастые могут попытаться прочесть цитату на свитке, который держит один из пророков. А вот нижние фигуры соборный сайт трактует как аллегорию января (мужик у огня) и астрологический знак козерога, под которым родился Спаситель. Мужика у огня я еще как-то вижу, а вот козерога...Но не может же соборный сайт обманывать)))
В следующий раз мы с вами поглядим на северный и восточный фасады собора - они немного попроще сегодняшнего западного.