Сегодня мы изучим интерьер Сан-Коррадо - старого собора Мольфетты. Напомню, что собор построен около 1150 года. По некоторым параметрам он не вписывается в стандартный апуло-романский формат церкви; прежде всего, главный неф перекрыт не деревянной двускатной кровлей, как это было принято делать в базиликах, а тремя куполами.
Вот с куполов и начнем.
На этой, уже ранее приводившейся фотографии видны все три купола: западный - ближайший к входу, центральный - самый высокий, ну и теряющийся на фоне колоколен восточный - самый маленький. В таком же порядке привожу их фотографии изнутри:
Последний купол расположен над пресвитерием, куда посторонних не пускают; поэтому фотография сделана под некоторым углом.
Дорисуйте мысленно византийские фрески (ну а если фантазия богатая, то можно и мозаики представить) - и перед вами будут типичные византийские купола. Напомню, что собор построен примерно спустя 100 лет после изгнания византийцев норманнами, да и служили здесь изначально по римскому обряду. Тем не менее, византийские образцы еще долго господствовали в умах южноитальянских архитекторов: о Сицилии в этом блоге уже много спето, кое-что из Апулии нас еще ждет впереди (хотя очень много из византийского и пост-византийского находится непосредственно на "каблуке" - полуострове Саленто, куда я пока не добрался), а есть еще и Калабрия - неизведанный край византийских монастырей...
Если же забыть про купола, то перед нами привычный романский храм:
Кое-какие капители и метопы:
Внезапно - павиан!
На южной (правой от входа) стене чашу со святой водой держит сарацин:
А высоко-высоко, в арке над пресвитерием парит романский крошка-ангел (ни о каких путти тогда никто и думать не мог):
Барочный алтарь сейчас не используется; перед ним соорудили новый, но с использованием фрагмента XII века с Христом Вседержителем и кадящими Ему ангелами :
В одной из капелл, пристроенных к правому нефу, называемой Санта-Мария-ад-Нивес ("снежная"?), находится алтарь с киворием. В инфостенде алтарь этот называется Трапассо (м.б., это фамилия владельцев капеллы?), а сооружен он в 1429 году, явно по мотивам романских кивориев:
Любителей доброго старого романского стиля должны порадовать выставленные в капелле святой Екатерины (пристроена к левому нефу, я вам ее снаружи показывал) фрагменты алтарной преграды XII века:
В общем-то Мольфетта в моем изложении на этом заканчивается...Дорогие читатели, вы уж сами решайте, ехать сюда вам или нет...С одной стороны, в Апулии есть гораздо более яркие образцы романского стиля; с другой, собор Сан-Коррадо как раз и подкупает своей строгостью и простотой. Если кто-то заедет в Мольфетту и решит остаться здесь подольше, то на противоположной стороне бухты есть историческая базилика крестоносцев (сейчас, правда, принадлежащая францисканцам)
Мадонна-деи-Мартири, но туда надо еще минут 20 идти пешком. Без нее осмотр Мольфетты у меня уложился в два часа, и я поехал далее - в Бишелье.
На всякий случай. С 1 августа 2016 года Трениталия изменила условия продажи и использования билетов на региональные поезда.
Сейчас билет действителен только один день - тот, что напечатан на этом билете (раньше билет можно было использовать в срок до 60 дней со дня покупки). Так что при покупке билета через автомат, обращайте на это внимание - выбирайте именно нужную вам дату.
Сейчас билет действителен только 4 часа с момента валидации (раньше было 6 часов). В моем случае я за 6 часов мог доехать из Бари в Мольфетту, затем после осмотра Мольфетты доехать до Бишелье, а после изучения Бишелье еще и до Трани добраться - и все это за 6 часов. В новых условиях купленный мной билет до Трани (я не знал об изменившихся условиях, уже потом на досуге прочитал, пока ждал поезд) "сгорел" в Бишелье, и от Бишелье до Трани пришлось ехать по новому билету. Я не уверен, что кондуктор проверяет час и минуту валидации, но ведь всегда можно нарваться на принципиального и ответственного работника...В общем, помните: условия билетов изменились.