Кафедральный собор Бари освящен в честь святого
Сабина, епископа Канозского, мощи которого были перенесены сюда в IX веке. Нынешний собор относительно молод по итальянским меркам: он построен на развалинах своего предшественника после 1171 года и освящен лишь 4 октября 1292 года. Собор, на мой взгляд, гораздо интереснее знаменитой барийской базилики святого Николая; впрочем, читатели скоро сами смогут сделать свой выбор.
Собор прекрасно виден из разных точке Старого города и новых районов. В данном случае вы его видите от замка - с той самой точки, с которой я сам его впервые увидал.
Впервые епископ Бари по имени Гервасий упоминается как участник Сардикийского собора 342 года. Преемники Гервасия в дальнейшем многократно упоминаются в истории. Несомненно, что в Бари уже тогда была кафедральная церковь Санта-Мария-дель-Епископио, но от нее осталось очень немного (в крипте мы это немногое - "мозаику Тимофея" увидим). В 1034 году епископ Византий (1024-1035) начал строительство нового собора, который и был завершен при его преемниках Николае I (1035-1061) и Андрее II (1061-1068). Это строение разделило судьбу мятежного Бари, то есть было разрушено по повелению Вильгельма Злого в 1156 году. В 1169 году жителям Бари было позволено отстроить город заново, и уже в 1171 году при епископе Райнальде начинается строительство нынешнего собора. Освящен собор был, как я уже упоминал, 4 октября 1292 года епископом Ромоальдом. Собор был серьезно реконструирован в XVIII веке в стиле барокко, но в XX столетии лишнее барокко было удалено, так что сейчас здание сейчас очень близко к своему оригинальному апуло-романскому виду.
В этом очерке я постараюсь показать вам все четыре фасада собора; мы с вами с головой погружаемся в романский стиль, и детали здесь очень важны. Начинаем с главного западного фасада (целиком фасад в фото не влезает, площадь перед собором маловата)
Если закрыть глаза на явно барочные статуи Богородицы и святых сабина и Николая над главным порталом, то перед нами прекрасный фасад XII - XIII веков. Собор трехнефный, и эти нефы четко выражены на фасаде: главный неф гораздо выше боковых и завершается окном-розой и фронтоном.
Окна-розы в апулийских соборах чаще всего окружены выводком удивительных созданий, так что советую глядеть в оба (специально снято в фас и, насколько это возможно, в профиль):
Лично я углядел там две пары псов, двух львов, лошадку и еще парочку непонятных существ - что-то вроде жирафов с человеческими головами
Боковые нефы завершаются щипцами (так это называется?) с метопами, которые тоже кого-то изображают:
Кроме привычных горбунов, я там углядел осла, медведя, кабана и даже обезьяну. Обезьяны, кстати, нередкие гости в апулийских соборах - мы же помним, что в эпоху строительства этих соборов Апулия была окном Европы в таинственный Восток.
Главный портал собора уже барочный; его почему-то реставраторы пощадили.
К южной стороне собора пристроено барочное здание семинарии; с площади туда входа нет, со стороны апсиды есть ворота, но они достаточно часто бывают закрыты; нужно не постесняться выйти из собора во двор через южные двери.
Хорошо видны скатные кровли главного и правого (южного) нефов. А какова внешняя галерея с чередой колоннок!
Внимание на южный рукав трансепта:
Трансепты в апуло-романских соборах массивные и очень часто имеют собственные, существующие отдельно от основного здания, фасады, как вы и видите здесь
Это окно-роза находится на фасаде южного рукава трансепта. Там еще есть львы, но это уже запредельное увеличение для моего фотоаппарата
Под ним помещены две пар окон-бифор; нижние защищены парой львов и парой грифонов.
Те же яйца окна со львами и грифонами, но только в профиль:
Страшно обидно, что они высоко сидят и мелко получаются? Для нас в 1911 году выполнены гипсовые копии, их можно увидать в гипсотеке замка Бари:
Теперь выходим из двора и обходим собор слева, чтобы посмотреть северную сторону. Здесь галереи нет, зато имеется любопытная круглая пристройка - трулла
Изначально трулла была баптистерием, но с XVII века она превратилась в сакристию, т.е.ризницу. К сожалению, все мои попытки закосить под дурака и проникнуть в ризницу из собора не увенчались успехом: посторонним туда входа нет.
Северный рукав трансепта; роза здесь поскромнее, чем на южной стороне; есть те же две пары окон-бифор, но без животных.
Колокольня пристроена к северо-восточному углу собора; собственно благодаря ей собор и виден отовсюду (а у базилики святого Николая с колокольней что-то не получилось):
Ну а теперь осмотрим восточный фасад собора; рука так сама и пытается написать слово "апсида". Так вот сразу и запоминаем: в апуло-романских соборах апсида не выступает за контур здания, изнутри апсида четко видна (в следующем очерке покажу), а снаружи - просто ровная стена. В плане местные базилики - это не латинский крест, а египетский, т.е. без верхней "палочки"; апсиды встроены в мощный толстостенный трансепт. Зато все внимание снаружи привлечено к восточному окну: оно обычно украшено чередой зверушек
К сожалению, с востока от собора Бари проходит лишь узенькая улочка, так что фотографировть приходится с неожиданных ракурсов.
Окно покрупнее:
Верхняя половина окна украшена человекоптицами (гарпии? горгульи?)
Ну а зверей в нижней половине окна уже все, думаю, узнали? Да-да, Бари да и вообще Апулия - это родина слонов: их мы еще неоднократно будем встречать.
У кого глаза позорче, ну или кто вооружится биноклем, то должен еще увидать хитроумную резьбу с птичками и рыбками, а также человекоподобное существо на правой капители.
В следующий раз я поведу вас в собор. Напомню, что мой поход по Бари вынужденно пришелся на утро воскресенья - очень неудобное время для посещения церквей. В соборе по воскресным утрам всего две мессы, а вот в Сан-Никола - аж пять. В результате мой поход по Бари был чередой хитуромных подстраиваний под местные церковные расписания.
С 9 до 10 утра я изучал собор; когда здесь началась первая литургия (впервые в жизни столкнулся с детской мессой), я пошел в епархиальный музей изучать прекрасно иллюстрированные Экзультеты (фотографировать там не дают, так что поверьте на слово).
В 11 пришло время для второй литургии в соборе; по заявленному на сайте расписанию служить должен был архиепископ, и я воспламенел духом этим соблазнился. Архиерей, видимо, нашел себе работку поинтереснее (в соседнем Битонто был праздник в честь святых покровителей), поэтому вместо торжественной петой литургии (в собственно соборе) была отслужена спокойная читанная "для своих" - в крипте. В качестве утешения, исполнилась мечта добродетельного и пламенного молитвенника идиота - я впервые вживую услыхал римскую анафору (т.е. исторический евхаристический канон Рима, а ныне один из четырех анафор нового обряда).
После мессы я около полудня пошел в замок и только затем перебрался к Сан-Никола, внутрь которой стало возможно попасть только в конце пятой за то утро литургии, т.е. около 13-45.
Оказывается, можно подстроиться даже под такое плотное расписание, было бы желание)))