Модена - часть 6. Собор (Рыбные врата)

May 01, 2016 22:04

Похоже, амвросианский обряд не вдохновляет читателей, а посему возвращаемся в Модену. У нас остался неосмотренным еще один портал собора - т.н. Рыбные врата, на мой взгляд, самые затейливые.

Porta della Pescheria - это портал на северной стороне собора. В давние времена, когда Модену рассекали не улицы, а каналы, недалеко от собора находился Рыбный рынок, отсюда и такое недуховное название ворот. Эти ворота имели очень важное значение, так как именно через них в собор вступали паломники, шедшие по античной дороге виа Эмилия. Может быть, чтобы на первом же шаге не шокировать пилигримов духовностью и святостью, для украшения портала были выбраны самые обычные приземленные темы - месяцы года, сюжеты из рыцарских и народных романов. Рыбные ворота были устроены между 1120 и 1130 годами, их автором был ученик Вилиджельмо, условно называемый Мастером Артура.

Если витать в облаках, то можно запросто пройти мимо портала, потому что на первый взгляд он по всем статьям уступает уже виденным нами порталам южного и западного фасадов.



Но приглядимся получше:


С вертикальностью здесь все очень плохо, как видите, а спасающие положение металлические стойки мешают разглядеть кое-какие детали, так что заранее прошу прощения за периодически попадающие в кадр подпорки.

Начнем с самого простого - со львов (левый и правый, соответственно).






Боковые "створки" - это уже привычный нам лес с диковинными фигурками. А вот "теламоны", как бы держащие на своих головах эти заросли, очень легкомысленны. Смотрим сначала левую "створку" снизу вверх:










Теперь в том же порядке правая "створка":









Теперь переходим к откосам, в которых находятся аллегории месяцев. Месяцы начинаются справа внизу и идут по правому откосу вверх, затем переходят в нижнюю часть левого откоса и поднимаются вверх по этому откосу. Попадаются очень забавные фигурки, похожие на Голума


Январь и февраль



Март и апрель



Май и июнь



Июль



Август



Сентябрь



Октябрь



Ноябрь



Декабрь

Теперь переходим к еще более интересному. Общим планом даю архитрав (это планочка над дверью) и архивольт (полуокружность, ограничивающая люнет)



В архитраве находятся сюжеты из средневекового романа о Лисе. В Средние века очень любили применять в нравоучительных целях самые разнообразные сюжеты, иногда очень далекие от священных.


Купание на гиппокампусе (помесь рыбы и лошади; страшно даже представить, процесс зачатия такого существа)



Похороны лисы. Я так понимаю, что лиса прикинулась мертвой; одураченные жители птичника устроили хищнице пышные похороны, исход нетрудно предвидеть))) Мораль ясна: не доверять внешним признакам, волков в овечьей шкуре никто не отменял



Битва змеи и гусей



Гусь достаёт из вольчего горла застрявшую там кость. Что потом сделал волк с гусём, также нетрудно догадаться. Мораль: кто помогает людям, тот тратит время зря придумайте сами, у меня всё какие-то выводы, не согласующиеся с Евангелием получаются.

В архивольте мы видим едва ли не первое изображение истории о короле Артуре за пределами Британских островов. Общий вид посмотрите выше, я же выложу архивольт по частям, слева направо:















Что же мы видим здесь? Наиболее понятное объяснение нашлось в английской Вики, которая в свою очередь ссылается на статью "Моденский архивольт" в "Новой Артурианской энциклопедии". В центре, между двух башен мы видим женскую фигуру Winlogee и мужскую Mardoc; скорее всего, это жена Артура Гинерва и её похититель (соблазнитель) Мелеагант. Замок защищают мужик с топором Бурмальтус (слева) и рыцарь Каррадо (справа). В левой части с Бурмальтусом сражается сам оскорбленный Артур, за спиной которого прячется которого со спины защищает Издернус (видимо, Идер). В правой части против Каррадо бьется Гальваджин (скорее всего, Гевейн), которому спешат на помощь Гальвариун и Ке (наверно, Кей).

Человек недалёкий и предубеждённый несомненно сделает вывод, что всё зло от женщин. Мудрый же и непредубеждённый поймёт без подсказок, что добродетель и невинность всегда торжествуют, а если это и не так, то за оные не грех и мечом помахать.

Если вы думаете, что Моденский собор нами уже изучен, то вы ошибаетесь. В следующий раз мы пойдём смотреть на метопы, а потом поднимемся на соборную колокольню, имеющую имя собственное - Гиралндина.

Модена, Эмилия-Романья

Previous post Next post
Up