С этого момента мы начинаем изучать прославленный Моденский собор - отлично сохранившийся романский храм XII - XIV столетий, признанный ЮНЕСКО памятником всемирного культурного наследия. Я планирую длинную серию очерков о соборе, так что сегодня будет лишь самый первый этап.
Моденский собор воздвигнут над местом погребения местного святого епископа Геминиана (
http://www.pravenc.ru/text/161994.html), покровителя не только родного города, но и тосканского Сан-Джиминьяно. Геминиан почил около 396 года и был похоронен, в соответствии с римским законами, за городскими стенами тогдашенй Мутины. В последующие века нашествия варваров, стихийные бедствия и прочие несчастья античная Мутина была покинута горожанами, переселившимися поближе к собору. Произошло нередкое для раннесредневековой Италии перемещение города, которое в данном случае очень соблазнительно представить как переезд жителей к своему святому покровителю. В епархиальном музее это перемещение проиллюстрировано следующей схемой:
Оказавшаяся в центре нового города церковь, построенная над мощами святого Геминиана, обветшала и в XI веке была заменена на новую, в романском стиле. А затем Модена оказалась втянутой в борьбу за инвеституру: имевший над городом духовную и светскую власть епископ Эриберт был отлучен от Церкви папой Григорием VII в 1081 году; в последующие смутные годы папам было не до назначения нового епископа в Модену, так что в городе возникла коммуна. Горожане решили построить в честь новообретенной свободы новый собор, первый камень которого был заложен 23 мая 1099 года. Когда в следующем году в Модену наконец-то прибыл новый епископ Додоне, он нашел уже далеко продвинувшееся строительство нового собора рядом со старым. 30 мая 1106 года в присутствии папы Пасхалия II и верной защитницы папства Матильды Тосканской мощи святого Геминиана были перенесены из старого собора в крипту нового. После этого старое здание было окончательно разобрано, а 12 июня 1184 года папа Луций III торжественно освятил новый собор.
На первом этапе строительство собора велось под руководством двух мастеров: Лафранко (со стороны апсиды, т.е с востока) и Вилиджельмо (с главного фасада, т.е. с запада). Их работа была в целом завершена в 1130-ые годы. Второй этап строительства связан с деятельностью как минимум трёх поколений ломбардских мастеров, именуемых вместе Campionesi (т.е. из Кампьоне-д'Италия - ныне окруженного со всех сторон территорией Швейцарии итальянского городка на озере Комо). Работа Campionesi началась в 1167 году, а последние данные об их деятельности в Модене относятся к 1319 (завершение башни - Гирландины) и 1322 (амвон внутри собора) годам. В последующие века перестройки и изменения облика собора были минимальными, так что перед нами предстоит в почти что первозданном виде памятник XII - XIV веков.
Своей южной и восточной сторонами собор выходит на обширную Пьяцца Гранде (эта площадь попала в ЮНЕСКОвский список вместе с самим собором и башней - Гирландиной). Главный западный фасад выходит на улицу, громко называемую корсо Дуомо, в реальности же представляющую собой не слишком широкую улицу. Северная же сторона собора отделена от епископского дворца и Гирландины узким переулком. Уникальный случай - все фасады Моденского собора равно интересны. Достойны внимания и все порталы собора: три на западном , два (Княжеские и Царские врата) на южном и один (Рыбачьи врата) на северном фасадах. Мы с вами будем двигаться, подобно русским старообрядцам, по солнцу: пройдем от апсиды по южной стороне, затем поглядим западный фасад, а затем вернемся к апсиде вдоль северной стороны.
Три апсиды , т.е восточный фасад собора, - вид с Пьяцца Гранде. Справа в кадр чуть-чуть влезла соборная кампанила, имеющая в Модене собственное имя - Гирландина. Гиралндину мы будем смотреть отдельно, сейчас же она, в силу значительного "роста", только помешала бы фотографированию. Обратите внимание, что гиганты романского стиля (Лафранко в данном случае) далеко не всегда были титанами инженерной мысли: отклонения апсид от вертикали видны невооруженным глазом.
Теперь переходим на южную сторону.
Прежде чем мы перейдем к деталям, обратите внимание на череду арочек с колоннами, растянувшуюся по всей южной стороне собора. Она прерывается в трех местах: левом портале (Porta dei Principi - "Княжеские врата" , выполнены Вилиджельмо или одним из его учеников, условно называемым Маэстро Сан-Джиминьяно), правом портале (Porta Regia - "Царские врата", отсутствовали в первоначальном проекте, добавлены в 1209-1231 годах мастерами Campionesi) и двойном стрельчатом окне (совсем справа). Это последнее окно - еще одно свидетельство того, что Лафранко и Вилиджельмо, хоть и гиганты мысли, были не лучшими инженерами; собор строился с двух сторон, и на стыке обнаружилась ошибка в расчетах длины собора и числа арочек соответственно, каковую ошибку и замаскировали окном.
Теперь переходим к деталям. Смотрим правее и ниже двойного стрельчатого окна, там находятся четыре больших барельефа - поздняя "вставка" (1442 год, автор - Агостино ди Дуччо). Барельефы посвящены чудесам святого Геминиана (читаем текст из ПЭ по ссылке выше)
Левая "половинка":
В верхней половинке специально приехавший из Мутины в КПоль святой Геминиан изгоняет беса из дочери императора Иовиана (был такой коротко правивший август, избранный армией после гибели небезызвестного Юлиана Отступника). В нижней половинке находящийся телом на Востоке Геминиан является в духе на Западе, чтобы проститься с почившим святым Севером Равеннским)
Правая "половинка":
Наверху святой Геминиан раздает милостыню бедным, а внизу уже давно почивший Геминиан спасает родной город от полчищ Аттилы: утверждается, что он напустил на Мутину туман, и Аттила прошел мимо, банально не заметив города. Такое же чудо приписывают Геминиану в Сан-Джиминьяно.
Левее и ниже стрельчатого окна находится еще одна поздняя "вставка" - внешний амвон собора (в соборе, разумеется, есть амвон и внутри). Он выполнен в 1500-1501 годах Джакомо да Феррара и Паоло ди Джакомо:
А вот и первый портал на нашем пути - Porta Regia ("Царские врата"). Это - уже второй этап строительства, т.е. работа Campionesi (1209 - 1231). Это - последний в моем рассказе "простой" фрагмент собора, без мелких деталей. Дальше всё будет сложнее и заковыристее.
Следующий портал Porta dei Principi ("Княжеские врата") - это работа или самого Вилиджельмо, или его ученика - "Маэстро Сан-Джиминьяно". Эти врата по случаю Юбилейного года были превращены в Святые и открывались по особому графику. Пришлось подождать, пока их откроют, а то из-за решетки снимать было неудобно.
Самая тонкая работа - в архитраве, там изображены сцены из жития святого Геминиана (отсюда и прозвище мастера - Маэстро Сан-Джиминьяно)
Смотрим слева направо:
Святой Геминиан по просьбе Иовиана спешит в КПоль. Обратите внимание на ржущую над сюжетом лошадь. Затем Геминиан плывет по морю, бесы (одного из них видно в правом нижнем углу) поднимают бурю, но святой успокаивает волнение вод
В следующем барельефе Геминиан изгоняет из дочери Иовиана беса (видите сову над головой девочки?), Иовиан стоит за спиной дочери. Затем благодарный император одаривает Геминиана (можно и на следующей картинке увидать)
Вот здесь сцена задаривания Геминиана видна полностью. Затем святой возвращается на родину (видите, как подобострастный диакон кадит епископской лошади?)
Даже святые умирают, почил и предан земле и святой Геминиан.
Боковые части портала зарсли густым лесом, а в лесу том кого только не найдешь...
При входе задерите голову: там мне удалось запечателеть Агнца и Иоанна Крестителя. Кто там был еще, не знаю - в темном углу фотоаппарат подкачал.
Ну а боковые притолоки - это фигурки апостолов и, по-видимому, святого Геминиана (там непонятная фигура с Чашей)
Левая сторона снизу вверх:
Не совсем понятна самая верхняя фигура с крестом и свитком. Рискну предположить, что это апостол Павел, так как симметрично ей на правой притолоке изображен Петр с ключами.
Правая сторона снизу вверх:
Следующий рассказ будет посвящен западному фасаду: там действующих лиц будет гораздо больше, так что крепитесь)))