В мирном поступательном движении по Равенне этот журнал встретился с нежданным препятствием: его автор, прошедший невредимым через эпидемию гриппа, умудрился где-то подцепить простуду, и вот уж четвертый день сей недостойный возлежит на одре, оглашая поднебесную непрестанными кашлем и сморканьем. Постараюсь переломить ситуацию и начну сегодня рассказ о самой известной равеннской церкви - Сан-Витале.
Церковь в честь мученика Виталия Миланского (я уже писАл о нем
http://sibeaster.livejournal.com/194155.html) была основана при остготах около 525-527 годов равеннским православным епископом Екклесием, а освящена в 547 году архиепископом Максимианом в 548 году, уже при византийском владычестве. Об архитектурных особенностях лучше почитайте в русской Вики, я в этих делах слаб; замечу лишь, что в архитектурном плане Сан-Витале базиликой не является, хотя таковой и называется.
Мы же перейдем сразу к ее великолепнейшим мозаикам, выполненным в 546-547 годах. Все они сосредоточены в приалтарной части храма: апсиде, двух арках и боковых стенах пресвитерия. Напомню, что мы имеем возможность разглядывать детали мозаик благодаря некоему фотомастеру, любезно залившему многомегабайтные фотографии на общедоступный викисклад. В принципе все мозаики уместились на следующем снимке.
Начнем с апсиды; она, как нельзя лучше, иллюстрирует заявленную тему о христианстве, которое мы потеряли.
Девочка юноша на шаре, облаченный в пурпур, легко угадывается по крестчатому нимбу: это Христос, уже не воин из капеллы Сант-Андреа, а Вседержитель. В Его левой руке свиток закона (помним традиционный сюжет Traditio legis), в правой - венец славы, который Он протягивает святому Виталию - титульному святому храма. По левую руку стоит основатель церкви епископ Екклесий, держащий в руках условную модель храма. В представлении Виталия и Екклесия Христу участвуют два ангела.
Обратите внимание на разноцветные облака (такие мы видали, например, в римской Санти-Косма-э-Дамиано:
http://sibeaster.livejournal.com/19960.html) над головой Христа, на различные цветочки и птичек под ногами персонажей. Не очень бросается в глаза, но разглядеть можно: "шар" покоится на холме, с которого в разные стороны текут четыре реки (например, римский Сан-Клементе:
http://sibeaster.livejournal.com/44203.html); этот холм с четырьмя реками - символ рая.
Теперь переключаемся на триумфальную арку (тут приходится снимать против света; плохо получилось не только у меня, но и у нашего благодетеля из Вики):
В распалубке арки помещены семь пар рогов изобилия (странный мотив для церкви, не так ли?), а в середине находится монограмма Христа.
На наружной же стороне арки два парящих ангела несут медальон с крестом, причем ангелы летят ни абы откуда, а из Вифлеема и Иерусалима.
Если взгляд сейчас соскользнет вниз, то наткнется на растиражированные по миру изображения Юстиниана и Феодоры, но мы сейчас парим мыслью в горних, а посему отложим императорскую чету до следующего раза. Поглядим лучше на свод пресвитерия (в данном случае пресвитерий вытянут и включает в себя не только апсиду). Там в вышине мы с вами вновь любуемся раем.
Ближе:
Композиция великлепна в своей простоте: в центре свода Божественный Агнец (Трулльского собора, запретившего такое изображение, а заодно и засадившего за решетку пусек, еще не случилось), которого с четырех сторон поддерживают ангелы.
Благодаря фотогению из Вики, мы имеем возможность изучать райские флору и фауну)))
Вход в пресвитерий оформлен в виде (пардон за тавтологию) входной арки.
В распалубке помещены медальоны Христа, 12 апостолов, а также мучеников Гервасия и Протасия. Последние попали в столь высоко общество по блату не только потому, что их считали сыновьями святого Виталия (обратите внимание: в Сан-Витале не наблюдается святой Валерии - "жены" Виталия), а в связи с их посмертным участием в победе над арианством в Милане (в
http://sibeaster.livejournal.com/101857.html есть цитаты из августиновских "Исповеди" и "О граде Божьем")
Левая сторона арки:
Правая сторона арки:
На этом с райской частью мозаик Сан-Витале мы завершили, в следующей части будут мозаики исторические