Кафедральный собор Вольтерры, как вы уже убедились, очень аскетичен и чрезвычайно скромен. Тем не менее, пренебрегать им никоим образом нельзя. Более того, хоть у меня на осмотр Вольтерры было всего-то семь часов, а интересно там буквально всё, я в собор ходил дважды, потому что не мог оставить читателей без фотографий тамошнего амвона.
С амвона и начнем. В своем нынешнем виде амвон существует с 1584 года, но барельефы взяты с амвона предыдущего, и автором их считается пизанский мастер XII века Бонамико. Амвон этот стоит в самой темной части храма, так что пришлось "брать" его вспышкой. А с последней получилась маленькая проблема. Уж довольно известно, что все, страдающие кашлем, а также ждущие срочного звонка на мобильный, идут в оперу - с таким положением вещей давно пора смириться. Но пора открыть миру еще одну закономерность: все пгм-нутые старухи и старики, любящие проводить свободное время в церкви, потому что им нечем больше себя занять, обычно выбирают для молитвы место у самого интересного изваяния или самой примечательной картины, и никаким калачом их оттуда не выманишь. Я утром около получаса ждал, чтобы некая древняя старушенция вернулась из нирваны и пересела от амвона в другое место. Старушенция в этом состязании нервов в итоге победила, и я ушел гулять по Вольтерре, не солоно хлебавши. После сиесты я рванул в собор в надежде сфотографировать амвон. Не поверите, я еле успел! Еще минут 10, и было бы уже поздно: старушенция вернулась)))
Вот они, барельефы Бонамико:
Жертвоприношение Авраама. И еще говорят, что средневековые мастера не знали перспективы: смотрите, как велик ангел, стоящий за спиной Авраама, и как ничтожно мал ослик, оставшийся где-то у подножия горы.
Тайная вечеря. Иуда здесь очевиден, но поглядите, какая зверюга расположилась у него за спиной и щекочет пятку предателя. Христос, кстати, восседает на троне, стоящем, в свою очередь, на льве.
Краткое содержание Лк.1: Захария, Мария и Елизавета, Благовещение Марии.
Теперь капители:
А стоит эта вся композиция на четырех зверюгах, из которых четко выделяются два льва и один бык.
Самая впечатляющая вещь в соборе - это деревянное расписное "Снятие с креста". Негорящие летописи сообщают, что епископ Пагано (я упоминал его в первой, вводной части о Вольтерре) 3 января 1228 года посулил индульгенцию тем пасомым, кто готов внести пожертвование на создание этого образа. Епископ хорошо знал, на какие болевые точки нужно наступать, потому что уже 24 сентября готовое "Снятие с креста" было им освящено.
1228 год! До монгольского нашествия Руси оставалось еще десяток лет. Император Фридрих II только что отправился в давно откладываемый Шестой крестовый поход, в ходе которого христиане в последний раз овладеют Иерусалимом. Людовик Святой уже царствует, но еще не правит, ибо слишком мал. В Англии еще ни разу не собирался парламент. Сколько всего изменилось в мире с тех пор, а деревянная скульптурная группа стоит цела и невредима в уголке собора Вольтерры - города, притаившегося, в свою очередь, в глухом уголке Тосканы.
Ну а еще одну интересную группу, на этот раз терракотовую, можно увидать в пристроенной к собору капелле.
Это "Поклонение волхвов" исполнено одним из Роббиа - Джованни. В той же капелле есть еще одна группа того же мастера, в которой волхвы едут вслед за звездой, но ту группу хранят за частой решеткой, так что увидеть ее можно, а вот снять - увы.
В следующий раз мы с вами прогуляемся на свежем воздухе, дабы затем занырнуть в великолепный Этрусский музей.