Вольтерра-часть 4. Собор (начало)

Dec 13, 2015 15:13

Возвращаемся в центр Вольтерры и одновременно в мрачное средневековье. Уж сколько я видал в Италии кафедральных соборов, а побобного вольтеррскому не встречал ни разу. Места для строительства не хватало; денег, видимо, тоже, а потому все очень скромно и строго.

Соборная площадь Вольтерры называется Сан-Джованни по находящемуся на ней баптистерию, тому самому, у которого из экономии одели в мрамор только одну из восьми сторон.



А вокруг во всю ширь простирается зажата со всех сторон домами площадь:


Церковка слева - это и есть кафедральный собор.

Под стать собору и колоколенка.



Теперь попытаемся поглядеть на фасад собора.



Ложные арочки в тимпане и ничем не украшенное окно-роза - вот и все, на что можно засмотреться в врехней части фасада:



Ну а в нижней части прямо-таки непозволительной роскошью кажется мраморный портал:






Противоположную сторону собора, выходящую на главную площадь (пьяцца Приори), некогда попытались облицевать мрамором:


Вот вам и весь фасад...

Нынешнйи собор начали строить после землетрясения 1117 года и завершили во второй половине XIII века, так что перед нами самое настоящее средневековье: готика, ренессанс, барокко, классицизм - все они были гле-то далеко, и до Вольтерры не добрались.

Заглянем внутрь. Картинка взята из Вики, в мой приезд в соборе было темно, как в бункере.


Ой, какие великолепные полосатые бело-черные стены, - воскликнете вы, - похоже, весь мрамор ушел на интерьер, вот на фасад его и не хватило. И будете неправы, как Троцкий, потому что все эти полосы - просто покраска оштукатуренных стен, выполненная в 1842-1843 годах.
Ну а колонны-то, колонны каковы, розовый гранит, а то и веронский мрамор, - продолжите вы свои ошибочные рассуждения. Ха-ха, это всего лишь штукатурка тех же 1842-43 годов, имитирующая гранит. Одна из колонн там как раз перед моим приездом облупилась, и всю подноготную можно было разглядеть.

Но уходить из собора разочарованными не нужно. На всякую мишуру денег здесь действительно не хватало, а на отдельные шедевры средств не жалели. Шедевры я специально отложу на следующий раз, а пока что мы посмотри местную живопись. Как видите, собор - это классическая трехнефная базилика, без всяких пристроенных капелл (вернее, есть одна - при входе слева, но она в кадр не попала), а потому боковые алтари просто приставлены к боковым стенам. Шесть боковых алтарей - шесть алтарных образов. Подсветка (опять-таки экономная) мастерски выхватывает из окутывающей здание тьмы эти картины. Идем по правой стороне от входа к пресвитерию:



"Принесение Вольтерры в дар Богородице" (1578). Автор - фламандец Питер де Витте (Pieter de Witte, 1540-1628). Слева в митре и с несколькими хлебами в правой руке стоит святой Иуст - епископ, по преданию спасший Вольтерру от войск Тотилы; с ним же связано чудо умножения хлебов. Далее в белой рясе еще один местный святой Климент (вот вам и титульные святые церкви Санти-Джусто-э-Клементе из предыдущего рассказа). Святой Октавиан держит в руках модель Вольтерры, а на правом фланге изображен еще один местный покровитель - святой Виктор.



"Рождество Богородицы" (1598). Автор - Франческо Курради (1570-1661)



"Введение Богородицы во Храм" (1590). Автор - Дж.Б. Нальдини из Флоренции

Теперь алтари по левой стороне:


"Непорочное Зачатие". Автор - Никколо Чирчиньяни. Знаю, что плохая фотография. Но зато видна типичная иконография для этого сюжета (я вам покажу позже флорентийскую работу Вазари на ту же тему): Богородица венчает собой райское древо (у его подножия Адам с Евою) и попирает ногами библейского змея (в данном случае, это - красавец-мущщина, но бывает и дэвушка - пэрсик)



Благовещение (1497). Сразу два автора: Бартоломео Анголо (подписался на задней стороне картины) и Бартоломео делла Порта (дописал ангела)



Святой Себастьян (1588). Автор Франческо ди Леонардо Кунги. Алтарь воздвигнут в честь избавления Вольтерры от очередной эпидемии, т.к. Себастьян считался помощником при побобных бедствиях. Логика проста: в Себастьяна мучители пускали стрелы, а эпидемия - это тоже стрелы, но уже Божии; подобное лечится подобным. В Монтепульчано я вам покажу более сильную иллюстрацию этого тезиса)))

С живописью Вольтеррского собора мы на этом закончим. В следующем посту будут 3D-памятники из того же собора, они еще интереснее.

Вольтерра, Тоскана

Previous post Next post
Up