Собором, который мы с вами медленно и упорно изучали до этого, Сиена естественно не ограничивается. В городе множество исторических церквей, и я предлагаю вам посмотреть три большие орденские базилики Сан-Доменико, Сан-Франческо и Санта-Мария-дель-Серви, случайно или преднамеренно разбросанные по разным концам исторического центра. Сиена, как любой средневековый город, невелика по площади, но здесь такой сложный рельеф, что пройти от одной церкви до другой нужно порядочно. Для любителей пеших прогулок есть еще загородная базилика Санта-Мария-дель-Оссерванца, расположенная по другую сторону от железной дороги в 2,5 км от станции. Первоначально и она входила в мои планы, но пропавший из-за свистопляски с самолетами день надо было как-то ужимать, и Оссерванцей пришлось пожертвовать.
Начнем с Сан-Доменико. Во-первых, это - самая первая сиенская церковь, которую видят организованные туристы, т.к. неподалеку находится парковка для их автобусов. Во-вторых, и турист неорганизованный вольно или невольно начинает свой поход по Сиене с Сан-Доменико, так как автостанция, на которую прибывает автобус из Флоренции, также находится рядом. Ну а в-третьих, я жил буквально в двух домах от Сан-Доменико, и каждое утро в 7 утра местные колокола напоминали мне, что спать вредно не для сна я приехал в Италию. Парадоксальным образом вблизи Сан-Доменико кажется совершенно неинтересной: скорее мощная крепость, чем церковь. Зато снизу от Фонтебранды или издалека, с соборного ли facciatone или с башни Манджа на Кампо, базилика Сан-Доменико поражает своими формами.
Это - не фасад и не апсида, а всего лишь левая ветвь трансепта.
И это не фасад, а алтарная часть и трансепт.
А вот фасада у базилики в сущности и нет, и даже вход в нее организован сбоку. Дело в том, что к фасаду была пристроена капелла, предназначенная для молитвы членов т.н. терциариев - Третьего ордена доминиканцев, т.е. мирян, желающих жить по духовным правилам ордена, но не покидающих при этом мир. Из-за терциариев духовности в мире стало больше, а вот фасада у Сан-Доменико не стало вообще. Но, в конце концов, внутреннее содержание христиан гораздо важнее внешнего благолепия храмов (ой, что я говорю!)
Сиенская церковь доминиканцев была построена в 1226-1265 годах, вплоть до 1465 года достраивалась, претерпела три пожара (1443, 1446, 1531) одно землетрясение (1798), принадлежала военным (1548-1552). Изначально готическая, она последовательно превращалась в ренессансную и барочную, а в результате последней масштабной реставрации 1941-1963 годов вернулась к приблизительно первоначальному виду. В плане церковь представляет собой базилику с протяженным трансептом, называется такая форма, оказывается, "египетский крест". По такому плану построены все три орденские сиенские базилики, так что запоминаем: у стандартного латинского креста уменьшаем до минимума верхнюю вертикальную "палочку", при этом удлиняем горизонтальную перекладину, - это и есть египетский крест. При такой конфигурации в трансепте, по бокам от главного алтаря помещается несколько капелл. Так Сан-Доменико можно описать как однонефную базилику с пятью апсидами.
Это - вид из начала нефа на апсиду; ветви трансепта при этом "спрятались". Сан-Доменико изрядно пограбили в наполеоновское время и при секуляризации; несколько ценных картин унесены в музеи, но и то, что осталось на месте, достойно внимания.
Видите справа обрамленную колоннами арочку? Там находится капелла святой Екатерины Сиенской. Рассказывать о самой известной уроженице Сиены, признанной Учителем Церкви и патроном (или патронессой) Европы, в данном журнале - значит обречь вас на долгое и сухое чтение; в качестве самого простого (но не теряющего в качестве) чтения могу порекомендовать статью в нашей русской Вики (а заодно c благодарностью представляю вам автора той статьи -
shakko_kitsune) . В капелле, куда мы сейчас заглянем, хранится глава святой. Капелла была устроена в 1466 году по проекту Никколо Бенси (Bensi) и расписана в 1526 году Содомой (если вдруг заподозрит меня в пропаганде того, что в РФ запрещено пропагандировать, то знайте: Содома - это художник!); в 1596 году работу Содомы завершил Франческо Ванни. Вообще-то на входе в капеллу висит запрет на фотографирование, но жестко за этим не следят (в этом раз в Сан-Доменико вообще ремонт шел, и строительные леса мешали служителям контролировать пространство). Идем слева направо:
Слева на стене изображена казнь некоего злодея Никколо ди Тульдо, сердце которого св.Екатерине все же удалось тронуть перед его смертью. Видите святую, молящуюся слева, и ангелов, уносящих душу раскаявшегося Никколо на небеса?
Правее изображено явление Христа Екатерине, после которого у нее на теле появились стигматы.
Это - фотка из Вики, у них там получше получилось))) Слева вы видите сцену со стигматами, а справа Екатерине является Богородица. Все три доселе упомянтуые фрески выполнены Содомой в 1526 году.
А на правой стене уже фреска Франческо Ванни - исцеление св. Екатериной бесноватой монахини (и такие, оказывается, бывают). Можно даже беса увидать, хотя это и недушеполезно
В центре капеллы за стеклом, в серебряном реликварии находится глава святой Екатерины Сиенской. Голову святой отделил от тела на следующий день после ее кончины ее же духовник - блаженный Раймондо из Капуи. Сейчас, думаю, трудно объяснить такой экстравагантный поступок, но такие уж были тогда нравы. Кстати, в библиотеке Пикколомини Сиенского собора Пинтуриккьо изобразил сцену канонизации Екатерины Пием II, и там ее тело лежит посреди храма, как полагается, с головой на плечах.
Но перед тем, как вы перейдете по ссылке и увидите эту главу, хотел бы высказать следующее:
1. Никакой ансамбль песни и пляски имени Пусси Риот не способен нанести бОльшего урона репутации Церкви и оскорбить наибольшим образом чувства верующих, чем это делает сама Церковь, выставляя подобное на всеобщее обозрение.
2. И эти люди требуют захоронить мумию Ленина как смущающую их религиозные чувства.
Если вы все же хотите увидеть это, то снимок главы св. Екатерины можно увидеть здесь:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Head_of_Saint_Catherine_of_Siena.jpg.
Из произведений искусства в Сан-Доменико я бы рекомендовал полюбоваться следующими.
"Маэста". Автор - Гвидо да Сиена (1221)
Святые Варвара (в центре, с башней в руках), Екатерина Александрийская (слева) и Мария Магдалина; в люнете - Поклонение волхвов. Автор - Маттео ди Джованни (1479)
Мадонна с предстоящими Григорием, Иоакимом, Иеронимом и Себастьяном; в люнете - Пьета. Автор - Бенвенуто ди Джованни (1483)
В пресвитерии же можно увижеть (якоже можаху, близко не подпускают) киворий и двух ангелов работы Бенедетто ди Майано (1475). Витражи попали на фото случайно, они немного портят впечатление.
Надеюсь, что не утомил. Примерно в таком же темпе я вам предполагаю показать и две оставшиеся орденские базилики - францисканцев и сервитов.