Сиенский собор - часть 4. Полы (завершение)

Nov 01, 2015 18:37

Сегодня мы с вами завершаем путешествие по полам Сиенского собора. Нас уже ожидают Моисей, Иисус Навин, Самсон и Авраам.
Еще раз взглянем на карту местности:


Удобнее всего начать со сцены, расположенной над шестиугольником Илии. В 1525-1547 годах Беккафуми изобразил здесь шесть сцен из книги Исход в пределах одной интарсии. Поглядим внимательно:


Начинаем с центральной сцены верхнего ряда: коленопреклоненный Моисей получает на горе Синай скрижали Завета.
Смещаемся влево (левый верхний угол).  В отсутствие Моисея старейшины Израилевы требуют от Аарона соорудить богов: от восшедшего на гору Моисея нет вестей, Бог Себя никак не проявляет, а религиозные, так сказать, чувства требуют объект для поклонения.
Теперь вниз (левый нижний угол). Народ сдал Аарону золотые украшения, взятые поносить украденные у египтян. Аарон бросает в огонь золотишко и выливает из него тельца.
Правый нижний угол. "Народ сел есть и пить и стал играть". А если без прикрас, после сеанса поклонения золотому тельцу народ устроил пьянку и танцы.
Результат мы видим в правом верхнем углу: в стане Израилевом разразилась эпидемия - возмездие за вероотступничество.
Ну и самая выразительная сцена в центре нижнего ряда. Моисей, узнав о вероотступничестве Израиля, разбивает о камень полученные им свыше скрижали Завета.

Между сценой из Исхода и пресвитерием можно видеть интарсию, посвященную царю Давиду. Известно, что в 1423 году за эту работу было заплачено мастеру Бастиану ди Корсо из Флоренции и его помощнику Агостино ди Никколо, а вот имя автора замысла остается пока неизвестным. В числе возможных кандидатов называются Якопо ди Кверча
(помните выполненное им надгробие Иларии дель Карретто - http://sibeaster.livejournal.com/139926.html) и Доменико ди Никколо. Впрочем, интарсию реставрировали в 1777 году.


В центре сидящий на троне престарелый царь Давид поет псалмы собственного сочинения, слева он же, но еще молодой и красивый, стреляет из пращи в Голиафа (последний тоже здесь есть - справа). Это - единственная более или менее мирная сцена в зоне перед пресвитерием (Голиаф - не в счет, он был априори плохим парнем). Слева же и справа нас поджидают сцены массовых убийств и геноцида.

Сцена слева известна с 1426 года, в числе наиболее вероятных авторов называют Сассетту. Увы, в Вики есть только плохонькая черно-белая фотография, но так даже лучше - меньше кровищи видно. Перед нами история из 10 главы книги Иисуса Навина.


Это - та самая битва Израиля с амморреями, во время которой по молитве Иисуса Навина солнце остановилось на небе, чтобы у евреев было побольше времени на истребление врагов. Пятеро амморейских царей пытались скрыться в пещере Македа, но были обнаружены и повешены по приказу Навина.

Сцена справа не менее кровопролитная: знаменитый Самсон поражает то ли тысячу, то ли две тысячи филистимлян (так в тексте Писания, см. Суд. 15) ослиной челюстью. Предполагамый мастер - Сассетта


Это в наше сентиментальное время о Самсоне вспоминают, в основном, в связи с его романом с Далилой (Далидой). А века до XIX-го Самсон, похоже, был просто очень крутым бойцом: по крайней мере, в клуатре собора Монреале он тоже изображен с ослиной челюстью, а также выносящим на плечах ворота Газы, да и петерегофский Самсон тоже не просто качком работает: он там еще львиную пасть раздирает.

Крепитесь, нам остался последний шаг. Дело в том, что в пресвитерий нас не пускают, и, соответственно, все тамошние малые интарсии работы Беккафуми с Авелем, Елисей, Адамом и Евой остаются для нас недосягаемыми. Единственная интарсия в пресвитерии, которую позовлено видеть не только местным клирикам, находится перед главным алтарем. Это тоже работа Беккафуми (1544); на ней изображена сцена жертвоприношения Авраама:



На этом завершается наш культпоход по полу Сиенского собора. В самом соборе еще много интересного, и, надеюсь, мне удастся чем-нибудь еще вас удивить. Пока же напомню, что все интарсии можно видеть ежегодно лишь с 1 марта по 31 октября; в оставшееся время изображения поочередно закрывают от зрителей - такие драгоценности нужно беречь.

Вы, наверно, удивлены тематикой напольных изображений. Действительно, темы для интарсий выбраны, как бы сказать помягче, немного не соответствующие целевому назначению здания - слишком много крови, чересчур много жестокости, трупов - выше крыши. Что поделаешь - времена были жестокие. Будем все же надеяться, что нравы с тех пор хоть чуть-чуть смягчились.

Сиена, Тоскана

Previous post Next post
Up