В прошлый раз я вам рассказал удивительные приключения мощей блаженного Августина. Вот уже столетие они наконец-то почивают, в смысле лежат на одном месте, в пресвитерии павийской церкви Сан-Пьетро-ин-Чель-д'Оро. В честь святого в 1360 - 1400 годах ломбардские мастера Маттео и Бонино да Кампьоне (Campione) и Бальдуччо да Пиза соорудили грандиозную мраморную арку - отнюдь не маленькое чудо ломбардской готики; ее-то мы и будем сегодня смотреть.
Сама церковь Сан-Пьетро-ин-Чель-д'Оро - это, увы, новодел: ее возродили из руин на стыке XIX и XX столетий, так что лишь бросим взгляд на ее фасад и двинемся внутрь.
За многие века культурный слой вырос, поэтому в церковь приходится спускаться ступенек на 10. Чтобы паломничество не показалось слишком легким, в пресвитерий из нефа нужно будет затем подняться на те же 10 ступенек. Современный алтарь находится в самом нефе(не в пресвитерии! клир здесь спустился в мир), а пресвитерий полностью отдан туристам и паломникам, желающим увидеть арку.
Арка - сложное многофигурное и многобарельефное сооружение, и разобраться в ней непросто, но для пытливых исследователей есть подсказка: на сидениях пресвитерия ищите ламинированную бумажку А4, исписанную убористым текстом с двух сторон. Унести ее, конечно, нельзя, но я ее сфотографировал, так что буду излагать "яко же есть писано"
Начинаем с западной стороны
К сожалению, описания самого верхнего яруса в описаловке нет, но все последующие - в наличии. Там три сцены из жизни блаженного Августина (слева направо)
Августин слушает проповедь святого Амвросия:
Tolle lege - "возьми, читай".
Крещение Августина Амвросием
В среднем ярусе умершего Августина окружают шесть диаконов, еще по две фигуры в головах и ногах святого увидите позже: там конкретные исторические лица. Сверху на Августина смотрит Христос в окружении серафимов.
В нижнем ярусе (слева направо):
Апостолы Петр и Иоанн Богослов; слева - аллегория Веры (с крестом и потиром), справа - Надежды (смотрим ввысь)
Слева уже знакомая нам аллегория Надежды, затем апостолы Иаков Зеведеев и Андрей, справа - аллегория Милосердия (кормит грудью младенца)
Слева - аллегория Милосердия, затем апостолы Фома и Варфоломей, справа - аллегория Религии (стоит на скале - камне веры)
Переходим на южную сторону:
Наверху две сцены из эпопеи по перенсению мощей Августина из Кальяри в Павию:
Ниже спиной к нам стоят блаженный Иероним и Григорий Великий (в русской традиции - Двоеслов), папа Римский. Именно их почему-то скульпторы разместили в головах умирающего Августина. Кстати, виден и окруженный серафимами Христос, взирающий на святого:
Ниже мы видим апостола Павла в окружении двух евангелистов - Марка и Луки. Слева от них аллегория Кротости (держит в руках ягненка), справа - Бедности (в рубище).
С восточной стороной полуилась, увы, фигня. Освещение выполнено так, что здесь оно бьет в глаза и мешает фотографировать. Даже авторы Википедии не справились с задачей. Поэтому вынужден ограничиться словесным описанием. В верхнем ряду изображены две сцены: погребение св. Моники в Остии и Августин, дарующий устав инокам. В нижнем ряду две пары неподписанных апостолов с аллегориями Разума, Справедливости, Умеренности и Силы.
Северная сторона:
В верхнем ряду мы видим Августина, еще неуверовавшего, преподающего риторику в Риме или Милане.
В середине у ног умирающего Августина стоят святые Поссидий (личный друг святого, автор его первой биографии) и Амвросий (он Августина, напомню, крестил, но присутствовать в момент кончины не мог, т.к. умер за тридцать лет до нее)
В нижнем ряду - святые Стефан Первомученик (с камушками вокруг головы), Павел Отшельник (подписан) и Лаврентий (с неизменной решеткой, на которой он был зажарен заживо)
Ну а мощи, мощи-то где, - вопросит меня читатель, продравшийся через длинную вереницу фоток с единственной целью: увидеть тело отца Церкви. Увы, от Августина осталось, как и от нас с вами, останется, дорогие читатели, лишь кучка костей:
(фото взято с сайта августинцев
http://www.augnet.org, там очень много полезной информации).
Из этой кучки в 1842 году были изъяты кости руки и перевезены в Аннабу, алжирский город, стоящий на месте Гиппона. Вторая рука была куплена (о! Они тогда не только хиротонии, но и мощи покупали) кентерберийским архиепископом Этельнотом и увезена в Англию. Не исключено, что это были не первые и не последние разделения мощей святого. Тем не менее, учитывая предшествовавшую историю (
http://sibeaster.livejournal.com/152789.html), можно предполагать, что содержимое этой шкатулки имеет отношение к смертным останкам автора "Исповеди" и "Града Божия".
Позволю себе на прощание кинуть камешек в огород наших любимых Родины и Церкви. Вдоль ограды пресвитерия, буквой П, стоят в ряд лампады от разных ветвей августинцев и от различных стран.
На представленной фотографии видны лампады от разрешившей однополые браки Испании, от избравшей обезьяну в президенты недостраны под названием США, от черонопопой Танзании, от продавшейся за печенки Западу Словакии и т.д. Таких лампад там очень много.
Стоит ли говорить, что ни Россия, ни Русская церковь в этом выражении любви и уважения к известному отцу Церкви участвовать не пожелали. Более того, я постоянно натыкаюсь в Сети на слова почтенных батюшек и уважаемых профессоров духовных академий, всерьез вещающих о роковых богословских ошибках Августина, повлекших за собой не менее роковые заблуждения папистов. Хочется верить, что ни у этих батюшек, ни у родной нашей Русской церкви роковых ошибок нет и не будет. Впрочем, у нас есть свои сакральные места...
Увы, на этом с Павией мы с вами расстаемся. Истинной правдой, а не пустой фигурой речи будет мое выражение скорби о том, что в этом городе я оставил много "хвостов" - мест, которые нужно было посмотреть, но на которые не хватило времени. В качестве совета от бывалого путешественника и скромного автора (ой, уж не о себе ли я это пишу): не пытайтесь за один день посмотреть два ломбардских города. Каждый город здесь достоин того, чтобы прожит в нем хотя бы один день.