Я с известной долей смелости и нерешительности приступаю к рассказу об этой известной доминиканской базилике Флоренции. Нерешительность связана с тем, что базилика эта описана и расписана во множестве путеводителей и искусствоведческих книг, и сказать что-то новое о ней - задача невозможная. Смелость же обусловлена тем, что даже на беглый осмотр церкви и примыкающих к ней клуатров требуется не менее двух часов, а за два часа у самого внимательного зрителя внимание притупится, а вот тут у меня и появляетс яшанс показать что-нибудь такое, чего уставший посетитель не увидал.
Доминиканцы получили в свое владение маленькую часовню на окраине Флоренции в 1221 году. За два с половиной последующих столетия на этом месте была построены большая новая церковь ("Новелла" - в противовес изначальной часовенке) и монастырь, перед которыми была обустроена площадь - тоже немаленькая роскошь для средневекового города. Тот комплекс, который мы видим сейчас, - это лишь часть изначального сооружения. Когда при Муссолини было решено "ввести" жедезную дорогу в центр Флоренции (до этого вокзал находился на далекой окраине), для строительства будущего вокзала и привокзальной площади пожертовали частью монастыря. Мысленно прибавьте к церкви и прилегающим клуатрам еще и привокзальную площадь, и вы получите представление о былых масштабах обители. Дело, конечно, не только в размерах, но и в большом количестве работ известных мастеров, собранных в Санта-Мария-Новелла. Сейчас для туриста ситуация упростилась: церковь, по-прежнему принадлежащая доминиканцам, и клуатр секуляризованного монастыря, превращенный в музей, теперь можно посетить по единому билету, придерживаясь единого, вполне удобного по сравнению, например, с Сан-Марко, расписания:
http://www.chiesasantamarianovella.it/en/opening-times.
Главный фасад Санта-Мария-Новелла, открывающийся на одноименную площадь, строился в два этапа. Нижняя часть принадлежит XIV веку, верхнюю в 1456-1470 годах достраивали по проекту Альберти на спонсорские деньги Ручелаи. Знакомое уже нам, традиционное для Тосканы, сочетание белого и зеленого на фасаде - это, напомню, два местных мрамора - из Каррары и Прато.
Верхняя часть, на которой отражены год постройки и имя спонсора (о великом архитекторе, как всегда, не написали):
Осматривать интерьер начнем с контрфасада и далее пойдем по часовой стрелке. Сразу же видим несколько фресок XIV века, автор - Пьетро да Миниато.
А по левой стене церкви мы видим чуть ли не первую работу Ренессанса, в которой (наконец-то!) появилась перспектива. Это - "Троица" Мазаччо
Более того, Мазаччо так качественно "нарисовал" архитектуру, настолько точно передал перспективу, что в первый момент можно действительно поверить: перед нами не плоская фреска, а объемная глубокая капелла.
Не стОит пройти равнодушно и мимо недалеко установленного амвона, потому что выполнен он по проекту Брунеллески - того самого, что подарил Флоренции и миру первый со времен античности гигантский купол (над флорентийским собором). Амвон украшают прекрасные барельефы работы Буджиано, но доминиканцы так экономны, что не только мне, но и многочисленым корреспондентам Вики, заснять все барельефы, увы, не удалось.
Пока прервемся, потому что следующая порция картинок будет представлять собой большой единый и неделимый блок. Это снвоа будет Гирландайо.