Амвросианский обряд - часть 1

Jan 18, 2015 23:23

Куда попадает путешественник, выходящий из самолета в аэропорту Мальпенса или Линате? Где оказывается путник, покинувший поезд на вокзале Милано Чентрале или Порта Гарибальди? Что за нелепый вопрос, - скажете вы. Конечно же, странник попадает в экономическую и финансовую столицу Италии, столицу мировой моды, признанный центр оперного искуства, - в Милан, одним словом. Все верно, но ответ неполный, как любят говаривать преподаватели на экзамене. Прилетев на самолете, приехав на поезде, автобусе или машине в Милан, неподготовленный человек, неожиданно для себя, оказывается в католическом городе, где не служат римской мессы! В Миланском архиепископстве (за малым исключением), в некоторых приходах трех соседних итальянских (Лоди, Бергамо и Новара) и одной швейцарской (Лугано) епархий вы, придя на воскресную или праздничную службу, увидите в распечатке, любезно вас дождающейся на скамейке, слова : rito ambrosiano - амвросианский обряд. На литургии перед чтением или пением Символа веры целебрант обязательно скажет мирянам  что-то вроде: "А теперь мы, христиане-амвросиане, в единстве с Католической церковью, будем исповедовать свою веру". Ну а человек, привыкший к римской литургии, неожиданно обнаружит, что привычный порядок молитв мессы нарушен; что для чтения предлагаются экзотические ветхозаветные книги, вроде Руфи или Сираха; что на завершающие благословения целебранта миряне поют "Кирие элейсон" и т.д.

В общем, Милан - это не только экономическая и финансовая столица Италии, не только столица мировой моды и мировой оперы, это еще и город, где непостижимым чудом сохранился местный богослужебный обряд.

Интерес к литургике во мне разбудили прочитанные еще в студенческие годы лекции Алымова. Из них я с удивлением узнал, что помимо привычного православного богослужения и "ужасно неправильной" (так мне тогда казалось) римской мессы, христианский мир знает еще пару десятков богослужебных обрядов с со своей непростой историей и удивительными особенностями. Ладно уж, давно отделившиеся от Рима и Кполя Древневосточные церкви! Даже в пределах кажущейся монолитной и единой Римской церкви есть свои особые богослужебные обряды, пережившие все попытки унификации, а были еще и другие, не выдержавшие конкуренции с Римом! Ну а дальше я читал, читал, читал...Последним чтением из этой области стала для меня более чем 1000-страничная книга "Собрание древних литургий", а список использованной при ее написании литературы содержал три станицы мельчайшим шрифтом.

Если вы помните "Детей капитана Гранта", то, конечно, перед вашими глазами неизбежно стоит образ чудака-ученого Паганеля, проведшего всю жизнь в теоретических штудиях и возжелавшего испытать свои познания на практике. Вот и я, подобно Паганелю, решил, что накопившиеся в моих мозгах отрывочные познания по литургике необходимо привести в порядок, а этого можно достичь только практикой. До индийского штата Керала или охваченного войной северного Ирака, где христиане доселе служат по уникальному восточно-сирийскому обряду, я навряд ли доеду. Да и в Толедо, где в некоторых храмах служат мосарабскую литургию, я, боюсь, не доберусь. А Милан-то - рядом! Так что новогодняя поездка имела двоякую цель: увидеть своими глазами Ломбардию и познакомиться на практике с амвросианким обрядом.

Что можно почитать об этом обряде? Во-первых, есть сайт миланской архиепархии http://www.chiesadimilano.it Во-вторых, уже на русском есть очень неплохая статья в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/114338.html. В-третьих, можно робко предложить вам почитать статью в русской Википедии, одним из соавторов которой был ваш покорный слуга. Нескромно, конечно, предлагать вам читать мои википедические опусы, но в тамошней статье использована информация из уже упомянутой 1000-страничной монографии, тираж каковой был неприлично мизерным.

Дальнейший рассказ я планирую осуществить по следующему плану. В данном очерке я вкратце рассказываю вам календарные особенности амвросианского календаря, то есть то, что, хочешь-не хочешь, приходится излагать сухим штилем. А вот в следующем очерке я вам предложу видеозапись понтификальной (т.е архиерейской) амвросианской литургии на Богоявление 2013 года, повторение которой я видел вживую 6 января 2015 года в Миланском соборе. Видеозапись будет сопровождаться комментарием: что происходит, что читается, что поется с переводами с латыни на русский. Русскому читателю не нужно пояснять, что архиерейская служба - это наиболее полный и торжественный вариант литургии. Кроме 6 января, я участвовал в воскресной литургии 4 января, которую служил соборно капитул собора, но без архиепископа, т.е вариант попроще.

В связи с этим встает вопрос, все ли читатели знакомы со "стандартной" литургией римского обряда? Достаточно ли будет просто отметить: читается вторая анафора римской литургии, или а сейчас мы слышим эмболизм после "Отче наш"? Или же мне не лениться и выдавать тексты полностью?
Poll

Ну а теперь кратко об истории и особенностях. Милан, как всякий уважающий себя центр христианской жизни, издавна имел свой собственный обряд. Традиция связывает возникновение собственного миланского обряда с апостолом Варнавой, легендарным проповедником Евангелия в Северной Италии, и первым местным епископом Анаталоном. Как и в случае с большинством других обрядов, проследить точно истоки и древнюю историю миланского обряда очень трудно. К моменту избрания святого Амвросия на кафедру (374 год) обряд уже несомненно существовал. Собственно с Амвросием связывается введение антифонного пения на особые мелодии (т.е. амвросианское пение, в отличие от более позднего римского - григорианского), он же написал ряд богослужебных гимнов, как распространившихся впоследствии по всей Римской церкви, так и оставшихся достоянием только церкви Миланской. Писал ли Амвросий тексты для евхаристических молитв - вопрос открытый. Так что корректнее нужно говорить именно о миланском обряде, который впоследствии приписали св.Амвросию для защиты от нападок из Рима.

Попытки унификации с римской практикой предпринимались на протяжении всего Средневековья: этим пытались заниматься и папы, и Карл Великий. Как под внешним давлением, так и в силу внутренних причин (в частности, кафолические миланские епископы больше столетия находились в изгнании, т.к. захватившие северную Италию лангобарды были изначально арианами), миланский обряд впитал в себя много черт обряда римского (в частности, почти потерял собственные анафоры). Тем не менее, амвросианский обряд пережил Средние века и вступил в Новое время, т.к. контрреформационный Тридентский собор подтвердил право на существование местных обрядов, могущих подтвердить свою более чем 200-летнюю историю. Миланский же обряд смело вовзводил свою историю к самоу Амвросию!

Тут в дело вступает еще один прославленный миланский святой архиепископ Карло Борромео, проведший унификацию миланских богослужебных книг и повелевший их напечатать. Святой Карло и его преемник (уже не святой) Федерико Борромео в XVI веке законсервировали амвросианский обряд еще на три столетия.

Литургические реформы после Второго Ватиканского собора чуть не погубили амвросианский обряд. С одной стороны, ряд его особенностей стал достоянием реформированного римского обряда - еще бы! папа Павел VI, реформу проведший, занимал до избрания на трон св.Петра миланскую кафедру. С другой стороны, времена политической раздробленности давно прошли, в Европе шла глобализация, а тут в Милане упорно служили литургию по-особому. Тем не менее, на такое литургическое богатство (амвросианский миссал богаче римского на почти 1000 молитв) никто покуситься не решился. Определенные реформы, еще более сроднившие миланский обряд с римским, были проведены, но сам обряд остался.

Вкратце о кадендарных особенностях:
1. Миланский Адвент содержит не 4 воскресенья, как римский, а 6 (так же, как в еще одном экзотическом обряде - мосарабском). В минувшем 2014 году Адвент в Милане начался 16 ноября, в Риме - 30 ноября.
2. Благовещение отмечается не 25 марта, а в последнее воскресенье перед Рождеством (у мосарабов оно четко привязано к 18 декабря)
3. После Богоявления существует особый цикл из 8 воскресений (их в ходе реформы сначал отменили, как написано в нашей ПЭ, а потом опять восстановили);
4. Еще один особый цикл из 4 или 5 воскресений начинается после 29 августа - Усекновения главы Иоанна Крестителя (наша ПЭ сообщает об упраздении этого цикла, но он есть на сайте миланской епархии)
5. Великий пост в Милане начинается в понедельник за 6 недель до Пасхи, т.е. на пол-недели позже чем в Риме. Никакой Пепельной среды в Милане нет! В 2015 году Великий пост в Милане начнется 23 февраля (как у нас!), а в Риме - 18 февраля.
6. В Великом посту в Милане по пятницам не служат литургию (в Риме такой традиции нет). Первый такой вне-литургический день в будущем посту  - 27 февраля.
7. К этому надо добавить ряд специфических праздников в честь миланских святых, не известных календарю римскому.

А вы говорите: Милан - столица моды))) Я вообще не понимаю, как можно ходить по бутикам, когда рядом в Дуомо происходит такое)))

Продолжение следует.

PS В мосарабском обряде, как оказалось, все еще более непросто: см. комментарии toletanus под текстом

Амвросианский обряд, Ломбардия, Милан

Previous post Next post
Up