Лукка - часть 3. Собор (портик)

Dec 20, 2014 21:29

Продолжаем осматривать Сан-Мартино - кафедральный собор Лукки. Мы уже увидели три фасада с длинными рядами лиц, бесконечной вереницей разноцветных колонн, лентами серпентиновых интарсий, сложным плетением арок - настоящих и ложных. Теперь же мы нырнем в портик на западном фасаде.




Портик поддерживаю четыре мощных пилона. Два крайних просты, а вот два средних - это столбы, обвитые колоннами, а на последних еще и львы устроились.
Второй справа пилон:



Третий справа (или второй слева, кому как нравится) пилон:


Выступающая из последнего пилона на зрителей колонна достойна внимательного рассмотрения:
- в самом низу сцена первородного греха: Адам, Ева и змей встретились поговорить



Выше колонна, оказывается, покрыта человеческими фигурами в полный рост, удобно устроившимися между ветвями дерева:


Нет, это не горожане вышли в лес грибов пособирать! Все эти люди - иудейские цари из родословия Христа. Вот вам Авия и Иорам, например:



Крайний правый пилон, поначалу казавшийся простеньким, несет на себе прелестную деталь:


Да это же лабиринт! Через Лукку паломники с севера шли в Рим, и лабиринт должен был напоминать им о трудности их пути (не только к апостольским гробницам, но и к спасению).

Вот теперь мы наконец-то заходим в портик и, чтобы передохнуть от высокодуховных рельефов и барельефов, любуемся интарсиями:











Лично я из всего изображенного только висконтиева змея опознал. А вы?

Возвращаемся к барельефам. Источники сообщают, что перед нами сцены из житий свв. Мартина Турского (в его честь собор освящен) и Регола (его мощи сюда перенсены в 780 году). Кто из них кто, я без подсказки не разобрался. Вроде бы в подписях везде есть Martir, а, значит, все сцены связаны с Реголом. Где же тогда Мартин? Зато нижние барельефы прозрачны и понятны - это календарь с символическими изображениями месяцев (месяцы легко читаются, так что комментировать не буду).











Любопытно сравнить мраморный календарь из Лукки с терракотовым из Ареццо ( http://sibeaster.livejournal.com/132800.html); кстати, некоторые аретинские сцены я смог "расшифровать" только в сравнении с луккскими.

Все-таки автор этого ЖЖ - житель мегаполиса и потому слабо знакомый с сельским хозяйством. В июле крестьянин молотит, не так ли? А в сентябре - давит виноград в точиле?

Еще три барельефа в люнетах, и мучениям читателей, уже три поста подряд изучающих фасад луккского собора, придет конец.
В правом люнете (автор неизвестен, XII век)- мученичество святого Регола. Похоже, он лишился головы. А ниже св. Регол беседует с посланниками готского короля Тотилы:



В центральном люнете видим Вознесение Христово (приписывается Бигарелли):



А в левом люнете собраны три сцены: Снятие с креста, Рождество Христово и Поклонение волхвов. Этот люнет - работа Никола Пизано, но, увы, время его (творение, не автора) не пощадило:


Для посетителей открыта обычно левая дверь. Увы, вход в собор платный, но взимамая плата себя оправдывает: внутри собор великолепен (если вы не устали, то в следующий раз мы туда заглянем). Можно взять билет только в собор (3 евро) или т.н. cumultativo biglietto (7 евро), включающий в себя посещение собора, епархиального музея и базилики Санти-Джованни-э-Репарата. Последняя, на мой взгляд, - это потеря времени, тамошняя невнятная археология в крипте способна воодушевить только фанатов этой самой археологии. Зато там можно на кампанилу забраться. Музей - дело другое, и пропускать его я бы не рекомендовал.

Кто дочитал до этих строк, тот молодец))) И в награду ему полагается вид на собор Сан-Мартино с колокольни соседней Санти-Джованни-э-Репарата:

Тоскана, Лукка

Previous post Next post
Up