Начали мы наш с вами совместный поход по Модике с Сан-Джорджо, главной церкви "верхнего" города, а завершим сегодня наше путешествие осмотром Сан-Пьетро, дуомо "нижнего" города. Какой из двух соборов вам понравился больше, я вас, пожалуй, спрошу в конце рассказа. Заодно узнаю, сколько же читателей осилили мою длинную сагу о трех городах Валь-ди-Ното.
Первое письменное упоминание о Сан-Пьетро принадлежит епископу Сиракуз в 1396 году; очевидно, что к этому моменту храм уже существовал. В 1597 году Климент VIII (тот самый, при котором была казнена Беатриче Ченчи) возвел Сан-Пьетро в ранг коллегиальной церкви (так ведь переводится chiesa collegiata?), а в 1797 году по королевскому указу (и книжка про сицилийское барокко, и итальянская вики почему-то приписывают указ Карлу III, хотя тот от сицилийского трона отказался еще в 1759 году) Сан-Пьетро стал chiesa madre (главной церковью) Модики - такой же почетный титул носит и Сан-Джорджо. Так получилось, что в маленькой Модике имеются две соперничающих главных церкви: сан-Джорджо "вверху" и Сан-Пьетро "внизу".
В своем нынешнем виде Сан-Пьетро построена после землетрясения 1693 года. В отличие от Сан-Джорджо, имена строителей Сан-Пьетро известны: их звали Розарио Боскарино из Модики и Марио Спада из Рагузы. Внешне Сан-Пьетро выглядит гораздо скромнее своего соперника на горе: всего-то двухъярусный фасад, а вертикальное деление фасада осуществляется не колоннами, а пилястрами.
Четыре фигуры на втором ярусе - это св. Катальд, Мадонна Иммаколата, апостол Петр и святая Розалия; венчает второй ярус благословляющий Христос.
Разорванных тимпанов на фасаде хоть отбавляй; отчетливо сфотографировались три нижних, венчающих порталы.
Относительную строгость фасада искупает роскошная широкая лестница, ведущая к храму. К сожалению, архитекторы не озаботились задачей устроить перед церковью достойную площадь, и здания, стоящие на противоположной стороне корсо Умберто, не дают возможности показать лестницу во всю ее ширь. Так что, уж простите, выкладываю по частям.
12 статуй (пересчитайте, если не верите) - это 12 апостолов. Если помните, походая монументальная лестниц предваряет вход в модиканскую церковь сан-Джованни-Эванджелиста, но там пустых постаментов гоарздо больше, чем занятых. В Сан-Пьетро же все апостолы - на местах.
Сан-Пьетро - трехнефная базилика, в которой боковые нефы отделены от главного рядами из 7 коринфских колонн в каждом. Скромный фасад скрывает за собой сдержанно роскошный интерьер.
Путеводители рекомендуют не пропустить капеллу Св. Таин (простите за нерезкость изображения):
В церкви есть две почитаемых статуи Богородицы: одна изваяна кем-то из учеников Франческо Лаураны и является репликой "Мадонны Трапани" - известной работы этого скульптора; вторая - "Signora del Soccorso" (что-то вроде "Госпожи помогающей") - похожа на статую из Термини Имерезе работы Джорджо да Милано, работавшего в Палермо в мастерской Доменико Гаджини. Так что пусть и не сами мастера Возрождения, но их ученики в Модике отметились. Я, как всегда, понадеялся на память и не записал, какую же из двух Мадонн я запечатлел. По характерным чертам я ставлю на Лаурану, но не могу утверждать с уверенностью.
Напротив нее - святой Петр; он здесь "не родной", а перенесен из снесенной церкви Санта-Мария-дель-Соккорсо.
Обратите внимание на витые колонны в том и другом случае: совершенно не свойственная для этой части Валь-ди-Ното черта, зато в Палермо и Ното мы видели такие неоднократно.
Своды главного нефа расписаны в 1760-1780 годах местными мастерами Джан Баттиста Рагацци и его сыном Стефано. Тут я дал маху: на фото получилось лишь одно панно с жертвоприношением Авраама.
Замечу здесь, что интерьеры модиканских церквей рассматривались и фотографировались мной с огромной скоростью: церкви открылись после сиесты в 16-00, а в 17-00 уходил последний автобус на Палермо. За это время я побывал в Сантиссимо-Сальваторе, Санта-Мария-ди-Бетлем, Сан-Пьетро, а затем пробежался по лестнице в 254 ступени (мой сенсей должен мной гордиться, я так считаю) к Сан-Джорджо.
Автобус из Модики уходил прилично набитый (м.б.. дело в пятнице), так что приходить в последнюю минуту не советую. Билеты водитель отказывался продавать наотрез, а посылал за ними в бар напротив, так что еще 5 минут на это нужно положить. Впрочем, если вы даже и опоздаете, то ночевка в Модике - это весьма приятная вещь, проверена мной в прошлый раз.
На этом рассказ о двухдневной поездке в Рагузу, Шикли и Модику завершается. Впереди будет еще один мой марш-бросок в Кальтаджироне и Милителло, так что с барокко мы еще не скоро простимся. Надеюсь, что наше сицилийское барокко вам никогда не надоест. В заключение два маленьких опроса: надо же понимать, что более всего "цепляет" зрителя в нашем барокко
Poll