Рагуза - часть 7. Сан-Джузеппе

Jul 01, 2014 21:41

Барочным храмам Рагузы нет конца, и сегодня у нас будет еще один местный шедевр - Сан-Джузеппе, церковь женского бенедиктинского монастыря. В первый свой визит я вообще ее не заметил: леса укутывали весь фасад. Прошло четыре года, и теперь можно увидеть, что реставраторам было над чем потрудиться. На мой взгляд, Сан-Джузеппе не уступает по красоте двум уже виденным нами рагузанским соборам.

Местный стенд сообщил, что женская обитель бенедиктинцев существует здесь с 1611 года (не существовала, а именно существует: монастырь смог пережить секуляризацию XIX века). От прежнего их храма землетрясение не оставило камня на камне, так что в 1756 году бенедиктинки начали строить себе новую церковь. Автором проекта моя книжка называет брата Альберто Мария ди Сан-Джованни-Баттиста. Вы, кстати, заметили, как смело я датами сыплю? Дело в том, что помимо местных стендов и статей итальянской Вики, я изначально был вооружен купленной год назад в палермском аэропорту книгой "Искусство барокко Валь-ди-Ното". Так что я подготовился к поездке сюда основательно (себя не похвалишь - никто не похвалит). Как водится, никто не торопился: фасад завершили в 1775, основные работы внутри - в 1793, а монашеские хоры - в 1798 году. Монастырь, видимо, никогда не был очень населенным, так как внутри церковь невелика. Но пыль в глаза монахини пустили от души: фасад храма бесподобен.


Как вы уже привыкли, фасад многоярусный, а колоннами он еще и на три вертикальные секции разделен. Мне не пришло в голову снять под правильным углом, так что поверьте на слово: фасад еще и выпуклый, так как церковь в плане представляет собой эллипс.
Смотрим фасад поярусно:






Хитроумные спиральки мы уже с вами видали неоднократно, а вот окно в Сан-Джузеппе - оригинальное (в обоих дуомо в центральные окна в XIX веке были помещены витражи) 1774 года, известно даже имя мастера - Филиппо Скаттарелли (Filippo Scattarelli) из Шикли. Причина появления решетки, думаю, понятна: монастырь-то женский, и посторонним на монахинь смотреть не разрешалось. Такие же решетки есть и внутри, на хорах, но по некоей благочестивой причине (см. ниже) съемки внутри были ограниченными.



Слева и справа, рядом со спиральками, помещены фигуры отцов-основателей ордена: св. Бенедикта и св. Мавра (про последнего я кое-что писАл, когда о Субиако рассказывал; внутренние связи между разными частями этого ЖЖ становятся все более изощренными). Увы, насколько местные барочные мастера были ловкими в изображении лиц всяких уродцев, настолько они были неумелыми (или это скрытый атеизм?) в ликах святых. Эта ремарка относится и к последующим фотографиям тоже.







В нижнем ярусе имеет смысл поглядеть на затейливый портал и двух прославленных бенедиктинок - св. Схоластику (о ней тоже много было сказано в очерках про Субиако) и св. Гертруду (я так понимаю, вот эту)










Две мужские фигуры по обе стороны от двери - это, по версии местного стенда, два неназванных римских папы-бенедиктинца, а, по версии книжки, Григорий Великий и блаженный Августин.






(Еще раз извиняюсь за лики святых; не я их вырезал, у меня железное алиби)

В плане храм представляет собой эллипс (есть мнение, что автор проекта был вдохновлен церковью Санта-Кьяра в Ното). На уровне второго этажа находятся восемь зарешеченных балконов - хоров; автор тоже известен - Ипполито Кавальери из Рагузы (1798). Увы, я практически ничего здесь не снял, так как внутри меня ждал благочестивый сюрприз - на престоле для постоянного поклонения выставлены Св.Дары, и надпись при входе умоляла не нарушать атмосферу благоговения. Такие сюрпризы, кстати, повторялись в ходе поездки по Валь-ди-Ното несколько раз; местные жители не проходят мимо, а заныривают в церковь, опускаются на колени и погружаются в молитву на несколько минут, после чего продолжают свой путь дальше.







Святые Дары, думаю, увидели все. А вот молящуюся перед ними древнюю бенедиктинку все увидали? На последней фотографии в правом нижнем углу черный силуэт на фоне решетки - это она.

Собственно об архитектуре рассказывать более нечего, поэтому, воспользовавшись привилегией автора безнаказанно и без спросу вторгаться в чужие сердца и головы, скажу о том, что и я не остался чужд совершающемуся здесь непрерывному поклонению Дарам. Я же еще не говорил, что мой сенсей, молодой парень не более 30 лет, здоровенный атлет, болен раком? Уже оперировали; удаляли опухоль из головного мозга; сейчас его облучают и травят химией. Я обычно немного циничен в вопросах смерти (что поделаешь, наследство ПГМа), но представить, что такой молодой здоровенный спортсмен вот так возьмет и умрет - никакой цинизм не помогает. Надеюсь, что поступившая из далекой Рагузы молитва о столь необходимом чуде была услышана...

Уж не знаю, дочитал кто этот рассказ до конца или нет. М.б., я и зря разоткровенничался, но не только в катакомбах капуцинов ощущаешь, как тонка грань, отделяющая нас от вечности. Обещаю, что таких лирических экскурсов не будет, тем более, что рассказы о Рагузе у нас потихоньку подходят к концу...Осталось еще одно палаццо, парочка церквей и портал старой церкви Сан-Джорджо.

2020. Про молитву и необходимое чудо могу доложить следующее. Осенью 2014 года сенсей снова нас тренировал. А где-то под НГ 2014/2015 вновь пропал. Как оказалось, опухоль вновь появилась...Далее была повторная операция, облучение, химия и т.д. Более я его живым не видел (ребята ездили к нему как-то раз; он уже не вставал и не всех узнавал). В ноябре 2015 года, когда я путешествовал по Тоскане, сенсей умер.

Сицилия, Рагуза, Валь-ди-Ното

Previous post Next post
Up