Трёхсотлетняя война в Омске: обитатели "курганов" против Ильи-пророка. 2.

Jan 19, 2022 09:51

Продолжение.
Начало
https://m.livejournal.com/read/user/sibariana/676628#full

Параллельно с этой странностью всплывают зигзаги судьбы и символики Ильинской церкви - но не каменной, всем известной, давшей имя Ильинскому форштадту, а её деревянной предшественницы.

Которая как раз у Курганной слободы и располагалась, точнее, между Курганной и Омской слободами. В нынешней топографии это сквер у ДК Дзержинского с монументом в виде меча в честь павших сотрудников МВД - юмор ситуации станет понятен по мере изложения.



Панорама заселения Омска 1720-1760-х годов (по Кочедамову).
Слева - Первая Омская крепость, в центре церковь Сергия Радонежского. Ближе к Иртышу Луговская слобода
Справа - начиная снизу Губина, Омская и Курганная слободы (последняя - на берегу Иртыша). Церковь Ильи-пророка у самого палисада

Дело в том, что Илья-пророк имел на Руси устойчивую репутацию, которая не совпадала с реноме ветхозаветного Илии. Тот, палестинский пророк, хоть и был по жизни крутым мужиком, обличителем пидоров (во всех смыслах) своего времени, упёртым в вере до такой степени, кто живым был взят на небо - а для славян он смешался со своей языческой предтечей, богом-громовержцем: Перуном. Ну, предположим, Перун примерно тем же и занимался в зоне своей ответственности - гонял всяких гадов молниями. Для крестьянина был хорош и тот, и тот, благо гадов на всех хватало, бить их не перебить, а когда спасители соединились в одном персонаже - так оно же и лучше, сила персонажа увеличилась вдвое, всё крестьянину легче будет.

Итак, доморощенный Илья-пророк - гонитель всякой нечисти. Тактико-технические данные: вооружён дальнобойными молниями и ездит по небу на грохочущей колеснице, попутно вызывает дождь (дальняя отсылка к арийскому Индре, который мордует змея Вритру и отбирает у него небесную влагу).

И о чём думали духовно-официальные лица, выдвигая Ильинскую церковь к самому палисаду правобережных слобод? Наверное то, что нечисть - вот она, рядом, на пригорке, а святой встал на боевое дежурство.
Аккурат напротив омских "курганов".
Светские власти не решились идти на штурм, и призвали на помощь воинство небесное, с надеждой, что оно выкурит обитателей "курганов".
Не скоро сказка складывается, и не скоро дело делается - наконец, к 1760-м очистили таки кручу под Вторую Омскую крепость.
И настала благодать во всём богоспасаемом граде Омском...
Ан нет, не настала.
Крепость перенесли с левого берега Оми на правый, и тут произошла немного неожиданная вещь - Ильинскую церковь не похерили вместе с остатками правобережных слобод, благо там и жителей особо не было, а перенесли на левый берег, совершили обратный кульбит.
И тут единственное что приходит на ум: старый святой борозды не испортит, пардон, ещё погоняет местных демонов. Только так можно объяснить произошедшее.

в город сквозь город, ПостТартария, омское тартароведение, история Омска, ом-миф

Previous post Next post
Up