1. Возможна ли альтернатива новым веткам и «второй Кольцевой» метрополитена? «Необходимые для разгрузки Москвы 500 км дорог строить негде, - говорит Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. - Предыдущие поколения архитекторов заложили в генплан столицы возможность протянуть хордовые магистрали и тем самым уменьшить загруженность дорог. Но современная застройка, где все решали деньги, перечеркнула эти возможности». По оценке НИиПИ Генплана г.Москвы, строить дороги дороже, чем метро. Тренд последних лет - развивать внеуличный транспорт с минимумом затрат (маршрутная сеть автобусов, трамваев и троллейбусов сократилась в Москве за последние 15 лет на треть).
http://www.forbes.ru/forbes/issue/2009-01/7765-konets-tonnelya 2. Чуть больше года назад директор НИиПИ Генплана на одной конференции сказал, что результаты переписи 2002 года по численности населения Москвы не соответствуют их собственным подсчётам. "Мы собирали данные по паспортным столам и управам, сравнивали с милицейскими базами - результаты из нескольких независимых источников одни - не более 8-8,5 млн. человек", - говорил он. Это зарегистрированные постоянные жители города (уровень населённости по переписи 1989 года). 10,5 млн. переписи - это результат сложения числа постоянных жителей, частично подсчитанных незарегистрированных внутренних и внешних мигрантов, а также "гостей города" из Подмосковья и других соседних областей. Некоторые глупые люди, которые сочиняют сказки о 2-5 миллионах мигрантов, плохо себе представляют возможности инфраструктуры советского города: 1 млн. мигрантов - это более 10%, прибавленных к постоянному населению, а 1,5 млн. - 17%. Представить себе, что такой запас жилых (и даже полу-жилых) площадей возможен в набитых пролетариями под завязку советских городах, или что за 20 лужковских лет, потраченных в основном на улучшение жилищных условий некоторых москвичей, вместимость жилого сектора могла вырасти более чем на 20% - невозможно.
Так что дело не столько в мигрантах, сколько в дневном населении города - т.н. "гостях города". Не стоит забывать, что московские 10 млн. каждодневно подпирают 6 млн. жителей области, из которых не меньше половины живут в пределах часовой доступности до столицы. Ещё 1-1,5 млн. еженедельно дают мигранты из кольца "подмосковных столиц" - от Тулы до Иванова и Твери. Так что, в первую очередь, стоит бороться не столько за инфраструктурный и экономический прогресс Чебоксар или Волгограда, а подумать о том как живут и куда ездят жители Люберец, Химок и Одинцова.