Пост включает в себя путевые заметки про Кахетию, Ахалцихе и Батуми в рамках поездки в Грузию в период 17.10-25.10.
Из столицы Грузии, Тбилиси, все дороги ведут в другие города. Так, очень удобно добираться до Кахетии - региона виноградников, чудесных солнечных долин. В 2014 году мы как раз посетили Давидо-Гареджийский монастырский комплекс и Сигнахи.
Давидо-Гареджийский монастырский комплекс
Давидо-Гареджийский монастырский комплекс - это комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Дорога до монастыря очень непростая, значительный участок представляет собой грейдер.
Монастырь лучше осмотреть сверху, поднявшись по холму. Грузины многие свои святыни прятали в горах для защиты от постоянных набегов мусульман. Данный комплекс не является исключением.
Сигнахи
Сигнахи («город любви») - новоотстроенный город, вымощенный плиткой, очень похожий на европейский городок. В Сигнахи, как и в Тбилиси, есть много кафе по дегустации вина.
Виды на Алазанскую долину очаровывают и зовут куда-то вдаль.
Уплисцихе
Из Тбилиси также можно поехать в любую точку Грузии. По пути до Ахалцихе мы решили заехать в Уплисцихе - древний пещерный город, высеченный в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II - в начале I тысячелетия до н. э. Сейчас по нему можно полазать, а виды для фотосессий просто уникальные.
Дорога до города Ахалцихе очень живописна. Она проходит через город Боржоми. Горы в золотых лесах, горные реки - вот она какая, красавица Грузия!
В Ахалцихе есть средневековая крепость Рабат, по которой нам устроил экскурсию обычный электрик, который делал вечерний осмотр. Ахалцихская крепость, с территорией в 7 гектаров, разделена на две части: Верхнюю (историческую) и Нижнюю (современную). В верхней крепости расположены: исторический музей Самцхе-Джавахетского региона, который находится в родовом замке Джакели, мечеть Хаджи Ахмед Паши (Ахмедийе), медресе, усыпальница паши, православная церковь IX века, цитадель и амфитеатр. На территории Нижней части крепость находятся в основном объекты обслуживания туристов. С крепости открывается замечательный вид на Ахалцихе.
Также мы брали трансфер за 50 лари (1300 руб) до пещер Вардзии (60 км от Ахалцихе) с остановкой в Хертвисской крепости. Из летописей известно, что здесь ранее существовал город-крепость, у стен которого сражался Александр Македонский. Крепость контролировала дороги, ведущие в Армению и в Византию.
Вардзиа - монастырский комплекс, который создавался в 1156-1203 гг. Селение было освещено в 1185 г во времена правления царицы Тамары, очень почитаемой в Грузии. Царский монастырь играл значительную роль в политической и экономической жизни страны. Сейчас это комплекс пещер, с несколькими доступными для прохода туннелями и действующей церковью. Есть объекты, находящиеся под реставрацией. В целом, хватает 2 часов, чтобы обойти весь комплекс.
Далее по планам у нас был переезд до Батуми. Нам предлагали соединить Ахалцихе и Батуми по живописной Трансаджарской трассе на такси за 180 лари (5040 рублей). Ее длина составляет 160 км. Мы решили отложить эту поездку на следующий раз и двинуть в Батуми в объезд через Хашури и Кутаиси.
Водитель нашей маршрутки с нами разговорился и сказал, что он работает на маршруте уже 17 лет, и что в Батуми нам обязательно очень понравится. Заметил, что при Саакашвили в Грузии было много денег, строили небоскребы, при нем в Грузии жилось лучше, а сейчас ремонт одного участка дороги идет годами.
Батуми
Водитель оказался прав! Батуми нас встретил отличной погодой - было плюс 26 градусов на улице, плюс 20 температура воды в море. Грузия состоит из разных климатических зон. В Тбилиси, например, климат сухой, в Батуми влажный, субтропический. В горах (Степанцминда) стоит вечная зима. Как заметил один наш попутчик, что Грузии для всех хороша - можно одновременно кататься на горных лыжах и плавать в море.
Прибрежные кафешки не работали, лежаки были убраны, но теплое море не закроешь, солнце не выключишь, погоду не снизишь. Два дня мы плавали, катались на велосипедах, гуляли в сквериках, пили кофе, наслаждались последними днями солнечной теплой погоды в этом году.
Государственные проекты в Батуми заморозились, а коммерческие ведутся вяло - пляжная зона покрыта большим количеством недостроя.
Вообще в Батуми можно наслаждаться смесью из архитектурных стилей. В нем есть и европейские готические соборы, и арабские/азиатские/американские небоскребы с казино, и старо-грузинская застройка. Не хватает общего рисунка города, но в целом, много отреставрированных зданий, везде чисто, аккуратно и очень романтично.
В Батуми есть турецкий квартал, где продают халяльное мясо, кебабы, есть мечеть. От границы с Турцией в Батуми недалеко. До поселка Сарпи, в котором собственно, и находится пограничный переход, от Батуми не более 20 километров. Мы видели много турков в Батуми.
Виды города, а также вид на море можно посмотреть с высоты 55 метров, прокатившись на колесе обозрения.
Или можно подняться с автовокзала на фуникулере (Argo Cable Car Batumi) на панорамную площадку высоко на горе.
Кабинка едет где-то 10 минут, наверху можно купить сувениры, попить кофе.
На следующий день мы отправились в Кутаиси.
Кутаиси
В самом Кутаиси есть чудесный городской парк и на возвышении стоит Храм Баграти. Но гораздо больше достопримечательностей находится вне города. В 10 км от Кутаиси есть две интересные пещеры - «Пещера Прометея» и Сатаплия. А в 5 км - красивые святые места - Гелатский монастырь (Gelati Monastery) и Моцамета. Гелати был построен в начале XII века царем Давидом Строителем и является своеобразным символом Золотого века Грузии. Монастырь возвышается на холме над рекой Цкал-Цитела - отсюда открывается живописный вид на окрестности и Рача-Лечхумские горы.
Добраться до монастырей можно спокойно на маршрутке из Кутаиси. Гелатский монастырь сейчас на реставрации.
Моцамета (монастырь Святых Давида и Константина) располагается в красивом природном каньоне.
По дороге от Гелатского монастыря до Моцаметы нас решили подбросить сотрудники Криминальной полиции. Они рассказывали, что раньше в Грузии, в 90-е гг, ловили много воров в законе, сейчас их меньше. Для заключения в тюрьму достаточно было признания, что ты «вор в законе».
Наш круг по Грузии замыкался, и по возвращении в Тбилиси мы видели много машин, предлагающих экскурсионные туры в Кахетию, Казбеги, Боржоми и т.д. за 100 лари (2800 рублей) с человека. Все эти города можно посетить гораздо дешевле и получить значительно большее удовольствие, чем от экскурсионного тура. Транспорт в Грузии - это вообще не проблема.
Обратно мы ехали 5 часов до границы с Владикавказом, у границы в туннеле пересели в другую машину (с русскими номерами) и час стояли на границе. “Победа” отменила обратный рейс из Владикавказа, но взамен предложила доставить нас рейсом из Назрани. Ехать в Ингушетию было немножко страшновато, но мы долго не думали.
Во Владикавказе мы поужинали огромным осетинским пирогом, съев четвертую часть от того, что нам принесли, и поехали на маршрутке до Назрани. В Назрани пересели на другую маршрутку, которая довезла нас практически до аэропорта “Магас” откуда у нас был вылет в Москву. Аэропорт находится недалеко от границы с Чечней, поэтому на рейсе были преимущественно чеченцы. Стоит отметить, что маршрутки на северном Кавказе едут с выключенным светом в салоне для уменьшения рисков попадания под обстрел. Вообще сложилось впечатление, что там до сих пор неспокойно, хотя плакаты в аэропорту говорят о том, что в Ингушетии развивают горнолыжные курорты.
Грузия - очень солнечная страна, как по погоде, так и по людям. В конце октября, например, в Батуми может получиться пляжный отдых. Между нашими странами есть совместная сухопутная граница, что делает Грузию доступной каждому. Конечно, есть и свои минусы. В Грузии красотами сыт не будешь, а высокий уровень безработицы имеется. Кроме того власти заморозили много проектов строительства недвижимости, дорог. Так, центральные трассы постоянно ремонтируются, в каких-то местах вообще нет асфальтированной дороги. Но грузины не унывают из-за политики, к людям относятся очень гостеприимно. Как нам сказал один из наших попутчиков, политики делают свою работу, а простым людям до этого не должно быть дела. В эту поездку мы впервые попробовали автостоп - дешево и весело.