http://www.nv.am Интервью с израильским публицистом, политологом Авигдором Эскиным, опубликованное в “НВ” 14 февраля с.г., спровоцировало бурную дискуссию в соцсетях. Ощущение, что общественность (армянская и еврейская) ждала повода, чтобы поговорить о главном барьере, искусственно возведенном между двумя народами со схожей историей. Народами, которые при иной политике государства Израиль были бы просто обречены на дружбу.
Признаться, мы долго думали, стоит ли печатать интервью с евреем, отрицающим геноцид армян. К тому же таким одиозным, как Эскин. В его словах, относящихся к армянской истории, столько цинизма и фальши, не говоря уже об абсурдной аргументации, что мы решили “продемонстрировать” его, как есть, в первую очередь самим израильтянам. Мы действительно рассчитывали, что как минимум одна его фраза (о том, что события 1915 года в Оттоманской Турции “с меньшей уверенностью можно назвать геноцидом по причине отсутствия у турок прописанной идейной базы расистского толка против армян”) всколыхнет евреев. И не ошиблись. Да и в целом у нас нет заблуждений. Мы прекрасно знаем, что Израиль - это далеко не только Эскин. Меньше всего Эскин. Не его псевдотеориями живут евреи, многие из них также прекрасно осознают пропасть между официальной политикой своего государства в Армянском вопросе и Совестью. Той, что пульсирует в трудах и высказываниях доктора Израэла Чарни, многих других евреев и израильтян. Процитируем: “Израиль абсолютно не прав в вопросе Геноцида армян. ...Чрезвычайно несправедливо, неправомерно и некрасиво отрицать геноцид. Это опасно не только для народа, подвергшегося Геноциду, но и для нашей человеческой цивилизации. Отрицание геноцида - гнусная попытка еще раз унизить народ, подвергшийся Геноциду, и освежить раны исхлестанного и притесненного народа”. И еще: “Я, конечно, не верю, что нации, особенно малочисленные, могут не заниматься оценкой политической реальности и рисков для безопасности, но тем не менее я считаю, что в долгосрочном разрезе должны быть ограничения для политики и понимание, что отрицание геноцида выходит за рамки дозволенного”.
Чарни - и вдруг Эскин, который лицемерно сетует, что, дескать, “мы живем в пору информационного потопа, в эпоху тотальной лжи”. Это он, ясное дело, о себе. Кстати, на личной страничке в Facebook публицист активно вовлечен в дискуссию по поводу публикации в “НВ”. “Интервью армянской газете. Получилось интересно”, - пишет он, выражая недовольство преамбулой материала, в которой мы представили “героя”, пользуясь сведениями из открытых израильских источников. И, естественно, выразили свою позицию перед тем, как дать ему слово. Самое удивительное - нашелся юзер с армянской фамилией, который решил, что Эскин нуждается в его утешении. В утешительный “пакет” вошли и нападки на нашу газету. Впрочем, можно догадаться, кто маскируется под армян в соцсетях.
А теперь перейдем непосредственно к комментариям пользователей Facebook и LiveJournal.
“На днях Елена Шуваева-Петросян опубликовала в своем ЖЖ интервью с Авигдором Эскиным для “Нового Времени”, где он сказал глупость. Авигдор, конечно, не первый, кто ее сказал, но последний, кто спровоцировал меня на то, чтобы сказать вслух то, над чем я давно размышляю”.
Размышления (автор их, к сожалению, не указывает своего имени) весьма примечательны, поэтому мы публикуем текст лишь с небольшими сокращениями.
“...Ну, что я думаю, когда кто-нибудь из людей еврейской национальности утверждает, что не признает Геноцид армян за геноцид ввиду уникальности и неповторимости Холокоста? Я думаю, что мне грустно, и чувствую, что мне стыдно. Потому что за этим утверждением я не вижу ничего кроме страха. Банального, генетического, бессознательного, отупляющего страха. ...Мне кажется порой, что евреи видят в теме Холокоста некую гарантию безопасности. Ведь Нюрнбергский процесс - это был первый и единственный в истории еврейского народа прецедент, когда убийство евреев было признано преступлением! Вы понимаете, в чем штука? ...Поэтому они так ревностно относятся к факту “уникальности”, единственности и неповторимости этого преступления против еврейского народа. Это иррациональное чувство, которое имеет свои причины.
...Следствием признания и осуждения Холокоста стали серьезные, беспрецедентные в истории евреев меры компенсации и защиты. Начиная от финансовых выплат Израилю и жертвам Холокоста, заканчивая криминализацией отрицания факта Геноцида евреев. Признание других геноцидов и других жертв, уничтожит статус уникальности Холокоста не с точки зрения самого явления, а с точки зрения его последствий, снимет остроту вопроса и размоет границы той самой так называемой безопасности, которую создал в психологии еврейского народа Нюрнберг. ...А вдруг, если появятся другие жертвы, других геноцидов, все это отберут, аннулируют, обесценят? Ведь не захочет же мир всем жертвам компенсировать их страдания землями - он же разорится. ...Повторюсь, все эти ощущения находятся в области бессознательного, иррационального.
Потому что как только человек выходит за рамки этих областей и начинает думать, то он понимает всю ложность этой конструкции.
Поэтому те публичные ораторы, которые выходят с тезисом об уникальности Холокоста в сравнении с другими историческими фактами преступлений Геноцида, либо говорят то, что они на самом деле не думают, либо расписываются в полной своей некомпетентности.... И чем больше такие люди ссылаются на некие материальные источники типа Конвенций, исследований, научных конструкций, тем уязвимее они становятся.
Потому что когда еврей Рафаэль Лемкин писал Конвенцию о геноциде, он прямо в своих дневниках указывал, что “вдохновил” его на это геноцид армян 1915 года:
“В 1915 году немцы оккупировали Варшаву и весь район. Я использовал это время для изучения истории. Я следил, не уничтожаются ли национальные, религиозные или расовые группы. Правда пришла только после войны. В Турции 1 200 000 армян было убито только за то, что они были христианами”.
Потому что те теоретические представления о структуре идеологии, которые были в Европе 30-40-х годов, не идентичны тем, что существовали в восточной стране под названием Османская империя в конце XIX века. Ведь идеология государства - это лишь одна из форм выражения мотива преступления, а не сам мотив. (Чтобы было понятно о чем я, приведу цитату из последнего интервью Авигдора Эскина, одного из сторонников отрицания квалификации армянской трагедии как геноцида: “С меньшей уверенностью можно назвать это геноцидом по причине отсутствия у турок прописанной идейной базы расистского толка против армян”.)
Я очень хочу, чтобы народ, к которому я имею непосредственное отношение, чаще вспоминал то, что он не самый недоразвитый на Земле и думал. Думал и рассуждал. А к своим страхам относился с иронией, иначе нас парализует”, - пишет автор под ником Rus и предлагает израильтянам пересмотреть отношение к Армении: “Мы два маленьких, но сильно занозных государства, нам надо дружить!”
...”Мне очень понравилось Ваше интервью, Авигдор. Четко, логично и аргументированно. Очень остроумно и хлестко замечание об “армянском происхождении” Гитлера и Гиммлера. Обращает на себя внимание резкий диссонанс между редакторским комментарием, в котором Вас пытаются представить в невыгодном свете, и самим интервью, в котором Вы предстаете умным, сдержанным и серьезным собеседником, не поддающимся на провокации интервьюера”, - пишет Леонид Умански в Facebook. И добавляет: “Я в своей жизни нечасто встречался с армянами, но бывало, и, к сожалению, многие из тех, с которыми я контактировал, были заражены антисемитизмом. Меня это всегда очень удивляло”.
“Термин “Холокост”, написанный с большой буквы, относится только к евреям, а написанный с маленькой буквы относится к геноциду украинцев в эпоху Сталина и к геноциду армян в эпоху Оттоманской Турции.
Меня иногда спрашивают, почему слово “Холокост” неприменимо к армянам. Я на это всегда отвечаю, что слово должно иметь смысл. Если мы расширим значение слова “Холокост”, то оно потеряет свой смысл.
Потом Холокост - это запланированное, как у Гитлера, и планомерное тотальное истребление целого народа. Просто Гитлеру не повезло с этой войной, а то бы он выполнил свой план. Геноцид не предполагает тотального истребления, а только массовое. Туркам нужно было истребить только турецких армян, они не собирались со всеми армянами кончать”, - отличился Хаим Кравитц.
В ответ армяне-юзеры не поскупились на выражения. Отсечем ненормированную лексику - представим суть: “Значит, по-вашему, вас, евреев, немцы уничтожали, и это мировая трагедия, а то, что нас, армян, турки резали, так это - местная вылазка?!”
Одна дамочка умудрилась написать следующее: “В жизни моей ни прямо, ни косвенно не отрицала геноцид. Но когда мне говорят, что евреи присвоили себе Холокост и что это бессмысленное слово, то я реагирую однозначно: стараюсь объяснить смысл и значение этого термина.
Я много читала о геноциде армян, много слышала ужасных рассказов о том, как турки резали армян, но я нигде не встречала ни одного описания массовых уничтожений армян путем сожжения (именно массового). Если вы знакомы с такими источниками, киньте ссылку, чтобы почитать”. М-да...
Юзер по имени Эльбрус Ганиев заступился за немцев: “Немцы уничтожили людей не меньше, чем это сделали евреи, пожалуйста, не трожьте немцев”.
Сам Эскин, как мы уже отмечали, тоже в дискуссии. Он, так сказать, интересуется у соотечественника: “Амирам, что в моем интервью неверно, по твоему мнению?”
Амирам Григоров пишет публицисту, комментируя его заявления об антисемитизме армян: “Знаю трех-четырех армян-антисемитов. Тут, в Москве, родившихся. Но это - малая часть нескольких десятков армян, с которыми я еще в Баку общался, из тех, кто со мной в Литинституте учился, из числа поэтов, из числа переводчиков и так далее. Почти все они обожают евреев горских, но некоторые любят даже европейских”.
Отвечая участникам дискуссии, оскорбивших Эскина, Григоров пишет: “Я вот только не понял, в чем “ублюдочность” Авигдора? Человек сказал свое мнение...”
На личность Эскина перешел и пользователь Ара Хачатрян, по мнению которого “Авигдор Эскин своим присутствием на планете Земля - оскорбление прежде всего для самого еврейского народа, его дисгрейс... О слове и мессианстве говорит Авигдор? Его Бог - золотой теленок, нефте$, его Слово - деньги. ...Мне жаль, что газета “НВ” сделала такой пиар сомнительному, никому не известному даже в Израиле человеку... Антисемитизм в армянах если и рождается, то как раз благодаря таким, как Эскин”.
Израильтянин Дэвид Лэйнер успокаивает армян: “Это очень фальшивая личность, - пишет он об Эскине. - Ложь вытекает у него даже из глаз. Я хочу сказать всем армянам: евреи очень любят, уважают и ценят вас в отличие от азербайджанцев. А такие, как этот субъект, лишь единицы. По правде говоря, он скорее бизнесмен, нежели журналист, эксперт или там писатель. Все за деньги, кто больше платит, того и хвалит. Вот вся его сущность...” “...По поводу влияния Эскина на политику Израиля... Имхо не более, чем я - на моду нашего двора”, - отпускает реплику жительница Израиля Алиса Агранат.
“...Фактически получается, что в Армении нет такого закона (криминализирующего отрицание геноцида), а Франция принимает. Потому Эскин и говорит...
В Израиле с ним никто не общается, его еще на полгода общественных работ суд приговорил за прослушивание разговоров, - это мне из Тель-Авива сказали, - пишет юзер Кара, возмущаясь тем, что “НВ” опубликовала интервью с деятелем, который, “наверное, вошел в долю с Шагалом” и лоббирует интересы Азербайджана.
“...Тем не менее нам надо читать такие интервью, чтобы знать, с кем и с чем мы имеем дело. Затыкать уши и кричать - “зачем публиковать такие матераилы” - неправильно”, - пишет в Facebook пользователем с ником taregir.
...По понятным причинам мы не можем привести все комментарии, да и дискуссия еще продолжается. Хотелось бы, конечно, чтобы она способствовала не армяно-еврейскому противостоянию, а сближению двух народов. Сближение же возможно лишь на почве уважительного отношения друг к другу. Соответственно, и к истории. Сближаться с Эскиным и иже с ним мы точно не станем. Еврей, отрицающий Геноцид армян, - это Иуда. Здесь “точка”. Так что пусть израильтяне делают выводы и решают для себя: с кем они - с Чарни или Эскиным?
Наира Манучарова