(UPDATED 05/12/2009)
ВНИМАНИЕ! ВСЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ УЖЕ УСТАРЕЛА!!!!
До декабря 2008 снимал на старенький Nikon D50, с декабря - полнокадровый Nikon D700. Камера не так уж важна, объективы важнее, а еще важнее - фотограф. Принципиален, пожалуй, размер кадра: камера может быть полнокадровой (матрица 24*36мм - Canon 5D, Nikon D700 и более дорогие) или "кропнутой" (матрица примерно вдвое меньше - почти все любительские зеркалки кроме Олимпуса и Панасоника - у них ещё меньше). Если думаете о покупке зеркальной камеры, определитесь, будет ли это только лёгкое увлечение, или серьёзное хобби. Мои советы таковы:
Если ТОЧНО знаете, что впоследствии не превратитесь в увлечённого фотолюбителя, покупайте первое, что понравится. Рекомендую зеркалки начального уровня от Sony - у них агрессивная маркетинговая политика, за небольшие деньги можно найти камеру с двумя объективами в комплекте, этого хватит любителю на годы.
Если подозреваете, что впоследствии можете увлечься всерьёз - покупайте хотя бы любительские Nikon D80 (б/у) или D90. У никона неплохая бюджетная оптика и хороший выбор оптики профессиональной, только вот она дороговата. Имейте в виду, что на младших никонах D40-60, D3000, D5000 - не будет работать автофокус со старой оптикой, что сильно ограничит вас в выборе объективов.
Если твёрдо уверены, что будете заниматься фотографией всерьёз, но денег пока мало - покупайте Canon. Камеры, даже бюджетные, у него неплохие, а профессиональная оптика в россии стоит процентов на 30 дешевле чем для Nikon.
Если твёрдо убеждены, что это серьёзное увлечение и что деньги для вас - не проблема, покупайте сразу полнокадровые Nikon D700 (просто замечательная камера) или Canon EOS 5D Mark II (он подороже и на мой взгляд едва ли лучше).
Камеру, кстати, можно смело покупать б/у, это сэкономит вам довольно много денег. Дело в том, что люди иногда разочаровываются в тяжелых и громоздких зеркалках, и продают их почти неиспользованными. К каждому снятому кадру камера автоматически приписывает кое-какую служебную информацию (так называемый EXIF), где, в том числе, есть информация об общем числе кадров, снятых этой камерой. Если это число меньше 10'000 и гарантийный срок еще не кончился - камеру можно покупать смело, ресурс зеркалок, даже самых дешевых - не менее 50'000 кадров. Только пригласите с собой кого-нибудь, кто разбирается, там есть кое-какие тонкости.
Мои объективы. (Перечеркнуты те, которые я использовал, но потом от них отказался. Красным цветом отмечены те объективы, которые мне очень нравятся. Курсивом отмечены те объективы, которыми я не снимал, но которые кажутся мне достойными альтернативами). Кстати по поводу объективов. Если камеры МОЖНО покупать б/у, то объективы практически НУЖНО покупать с рук. Хороший объектив - штука вечная, живёт десятками лет. Да и вдобавок очень многие старые объективы по конструктиву и оптическим свойствам гораздо лучше тех, что производятся сейчас. Б/у фототехнику можно найти в этих местах:
http://www.kamepa.ru/pages/photo.php?id=0
http://community.livejournal.com/nikon_sale/
http://club.foto.ru/forum/4
1. Штатный светлый зум.Tamron AF 17-50mm f/2.8 SP XR Di II LD Aspherical [IF]. Именно это объектив для меня долго был основным (пока не перешёл на полный кадр). Удивительный объектив - по весу, габаритам и цене (11 тысяч за новый) он больше похож на лёгкие киты начального уровня, а вот по светосиле и качеству картинки смело догоняет самую профессиональную оптику, которая стоит в пять раз дороже, а весит вдвое больше. Бывает и под Nikon и под Canon, бывает даже для младших Nikonов (D40 и D60) - со встроенным моторчиком автофокусировки. Настоятельно рекомендую всем. Из недостатков - иногда не хватает диапазона (придется таскать с собой еще и телеобъектив), ну и выбирать конкретный хороший экземпляр придётся в магазине - при такой низкой цене качество, увы, иногда хромает. В качестве альтернативы можно предложить разве что аналогичную токину Tokina AF 16-50mm f/2.8 AT-X Pro DX. Есть еще такой же от Никона (17-55/2.8), звучит и выглядит солидно, но тяжелый и дорогой, я бы не советовал.
Для полного кадра интересен Tamron AF 28-75mm f/2.8 SP XR Di LD Aspherical (IF) - недорогой полнокадровый аналог того же тамрона. На широком конце и на открытой диафрагме он мягковат, но это не смертельно. Один недостаток - очень много брака, надо выбирать экземпляр. Есть объективы и еще лучше, но это уже вес от килограмма и высокая цена. С другой стороны, если у вас уже есть полнокадровая камера (она и так тяжёлая), может иметь смысл купить Nikon 24-70/2.8 или более старый Nikon 28-70/2.8 - да, это килограмм и 2000 долларов, зато качество можно назвать бескомпромиссным. Любые промежуточные варианты мне не кажутся оправданными: либо покупайте дешёвый и лёгкий Тамрон, либо сразу дорогой и тяжёлый, зато лучший из возможных Никон. Ну разве что есть еще старый, но очень добротный профессиональный полнокадровый Nikon 35-70mm f/2.8D AF (тысяч 15 за б/у). Впрочем, говорят, что он плохо ведёт себя в ярком контровом свете, я бы все-таки советовал в качестве дешевого варианта Тамрон.
"Тёмные" зумы:
2. Nikkor AF-S 18-55mm f/3.5-5.6 G ED DX так называемый "китовый" (kit), то есть часто идущий в комплекте с камерой. Очень дешёвый (до 1500 рублей б/у), очень простой и очень плохонький. Но даже им в условиях хорошего освещения можно делать прекрасные снимки, я видел умельцев. Впрочем, я им не снимал совсем, он достался мне вместе с камерой и был кому-то подарен через какое-то время. Он вам не нужен.
3. Nikkor AF-S 18-70mm f/3.5-4.5 G IF-ED DX такой же кит, только классом повыше и диапазоном поуниверсальнее. Многие считают его очень удачным в смысле сочетания цены и качества, я и сам так считал, пока не купил тамрон. Сегодня я думаю, что этот объектив подходит только в том случае, если денег совсем в обрез.
4. Nikkor AF-S 18-135mm f/3.5-5.6 G IF-ED DX (продал в связи с переходом на полный кадр). Ещё один никоновский кит, самый универсальный из них. Как уже было сказано, мой любимый тамрон, увы, имел не слишком широкий диапазон. Впрочем, светлые (то есть светосильные) зумы не бывают слишком универсальными. Поэтому и был куплен вот такой вот объективчик на все случаи жизни, когда брать с собой на прогулку целый комплект оптики не хочется (для велопрогулок например). Ну что про него сказать? Он недорог (8 тысяч за б/у), мало весит и действительно универсален. Качество картинки с него мне, признаться, не слишком нравится, но я с его помощью снял много прекрасных кадров - именно потому, что он всегда был под рукой. Иметь такой в своём наборе я бы, пожалуй, всё-таки рекомендовал. Красным цветом этот объектив я отмечаю потому, что он, наверное, идеален в качества вашего самого первого объектива. На первых порах он закроет 90% ваших потребностей и позволит понять, что именно вам еще нужно докупить. А потом, даже если вы обзаведетесь кучей хорошей оптики, он все равно пригодится вам в качестве универсального и легкого объектива, который стоит взять с собой "на всякий случай". В последнее время в качестве универсального кита Никон предлагает объектив AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3,5-5,6G ED VR - диапазон у него поуже, зато есть стабилизатор, да и цена невелика. Хотя качество всё равно не ахти - уж лучше тогда выбирать диапазон пошире.
Если денег не жалко, можно в качестве универсала прикупить Nikkor AF-S 18-200mm f/3.5-5.6 G IF-ED VR II DX - считается лучшим вариантом универсального стабилизированного объектива, по качеству немногим уступая 18-135. Стоит не так уж дёшево, зато удобно. У тамрона есть аналог чуть подешевле: Tamron 18-270 VC - тоже со стабилизатором и судя по отзывам не так уж плох. Недавно появилась еще одна альтернатива: Nikkor AF-S 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR - стабилизированный, диапазон ещё меньше, зато качество получше, только дороговат пока.
В тёмных зумах для полного кадра я не вижу особого смысла. Есть популярные Nikon 24-85/2.8-4.0 и Nikon VR 24-120/3.5-5.6 - не ахти, но если хочется универсальный объектив под полный кадр, особо выбирать не из чего. Покупка универсальных объективов вроде 28-200 по-моему вообще глупость, ставить такую каку на дорогую полнокадровую тушку - нонсенс.
5. Nikkor AF-S 55-200mm f/4-5.6 G ED DX. После того, как с нормальным (его еще называют "штатным") зумом вы определились, приходит черёд телевика. Этот - самый лёгкий (всего 250 грамм) и компактный из них, да и стоит всего ничего. Именно поэтому я его и купил. Впечатления: объектив на удивление хороший, резкий. Только вот снимать им можно только когда на улице ярко светит солнышко. Так что довольно скоро я понял, что его нужно менять на что-то более светлое или хотя бы с оптическим стабилизатором. Если уж очень хотите дешевый и очень легкий телевик - купите лучше его стабилизированный аналог Nikkor AF-S 55-200mm f/4-5.6G IF-ED DX VR. Есть и свосем бюджетный (6000 за б/у) вариант относительно приличного телевика - Nikkor AF 70-210mm f/4.
6. Nikkor AF-S 70-300mm f/4.5-5.6 G IF-ED VR. Полнокадровый, добротный, стабилизированный телезум. Для своего диапазона сравнительно лёгкий и компактный. Хорошо работает и на кропе и на полном кадре. Стоит новый около 17 тысяч. Ничем особенным не отличается, картинка с него довольно скучная, но незаменим в тех случаях, когда нужно "достать" что-то удалённое. Мне он, если честно, не слишком нравится, но именно из-за широкого диапазона я его и держу. Можно рекомендовать преимущественно в том случае, если впридачу к нему вы купите парочку хороших фиксов (то есть объективов с постоянным фокусным расстоянием) в том же диапазоне. Я, например, докупил фиксы на 85 и 135 мм. Хорошая альтернатива - покупка светосильного зума вроде Nikkor AF 80-200mm f/2.8 - их есть несколько версий, можно поискать б/у за разумные деньги (тысяч за 15-16 минимум). Весит он, конечно, побольше, диапазон поуже, зато качество выше и, вполне возможно, не понадобятся дополнительные объективы в этом диапазоне. Ещё лучше, конечно, Nikkor AF-S 70-200mm f/2.8 G IF-ED VR, но это уже USD 2000 и полтора килограмма железа и стекла.
"Фиксы" (объективы с постоянным фокусным расстоянием):
7. Nikkor AF 50mm f/1.4 D. Этот прекрасный профессиональный полнокадровый объектив должен быть, по-моему, у каждого. На любительской цифровой камере (НЕ полнокадровой - на полном кадре для портрета он слишком широк) он превращается в идеальный выбор для ростовых/поясных портретов и съёмок в тёмных помещениях. На полном кадре это универсальный объектив с "нормальным" углом, соответствующим обычному углу зрения человека. Стоит до 10 тысяч за б/у. Альтернатива - старые версии без автоматической фокусировки, но я, если честно, не вижу их особых преимуществ. Вообще считается, что картинка с фиксированного объектива лучше, чем картинка с зума (подтверждаю), а картинка со старой ручной оптики лучше, чем с новой автофокусной (вот тут не уверен, не всегда). Ещё вариант - более дешёвый аналог Nikkor AF 50mm f/1.8 D, но я бы его не советовал, он, конечно, значительно дешевле, но и хуже. Стоит позволить себе иметь в комплекте ходя бы одно бескомпромиссно хорошее стекло. В последнее время появился"полтинник" с мотром - он порезче, но помедленнее. Зато подходит для кропнутых камер начального уровня в качестве "недопортретника".
8. Nikkor AF 85mm f/1.8 D. Полнокадровый светлый и очень качественный объектив. И на кропнутой и, как ни странно, на полнокадровой камере это прекрасный портретник. Стоит около 11 тысяч за б/у. Вообще для крупных планов нужно фокусное расстояние 100-150 мм на полном кадре или 70-100 мм на кропе (то есть на любительских камерах с матрицей меньшего размера). И еще, конечно, очень важен характер размытия объектов, которые окажутся не в фокусе (так называемое "бокэ" или "боке"). Ну и третья характеристика портретника - мягкость рисунка, он не должен быть слишком резким. Едва ли не лучшими портретниками на Никон считаются дорогущий Nikkor AF 85mm f/1.4D и его старые неавтофокусные аналоги, а также старые неавтофокусные и недорогие версии Nikkor 105/2.5. Есть и другие варианты, в том числе от Zeiss и Voigtlander, но меня вполне устраивает и мой Nikkor. Рекомендую его за приличные характеристики по разумной цене.
9. Nikkor 135/2.8 Ai-s. Как я уже говорил, меня не вполне устраивает качество картинки моего телезума, поэтому и был куплен этот старый неавтофокусный, но очень качественный телеобъектив для особых случаев. Очень мало весит для своих характеристик (400 грамм). Стоит недорого (7000 за б/у), но его использование вызывает неизменное чувство восторга. Очень хорошая картинка и на кропе и на полном кадре. Рекомендую - за такие смешные деньги вы не купите телевика лучше. Впрочем, я в итоге его продал - использовал крайне редко.
10. Nikkor 45/2.8 Ai-P. Это довольно мягко рисующий неавтофокусный объектив интересен в првую очередь своими крошечными размерами - его часто зовут "блинчик". Надетый на маленькую пленочную или цифровую зеркалку он почти не увеличивает ее габариты - получается карманный (в буквальном смысле - влезает в карман куртки) вариант. Для этого и купил. Но и картинка у этого объектива интересная. Мягкая, как у старой оптики.
11. Монокли. Когда вам надоест резкая картинка и вам захочется поэкспериментировать - вас, возможно, заинтересуют специальные софт-объективы. Это или фабричные ("Lensbaby") или самодельные объективы, состоящие из одной-двух (реже - больше) линз. У каждого - свой неповторимый рисунок, у каждого свой характер и своё применение. У меня таких, помимо Lensbaby, было ещё два - для пейзажей, на 40 мм и для портретов - на 75 мм (пейзажник после продал, он на полном кадре оказался не так хорош, как на кропе). Тут ничего советовать не стану, на вкус и цвет товарища нет. Софт-объективы я заказывал вот у этого мастера: http://club.foto.ru/user/71004/ Альтернатива - покупка специальных софт-фильтров на обычные объективы. Эффект не совсем тот, но тоже интересный.
Широкоугольники:
12. Сейчас у меня Nikon 17-35/2.8 - прекрасный зум-ширик профессионального уровня на полный кадр. Вообще-то на полный кадр есть ещё более прекрасный, хотя уже специфический Nikon 14-24/2.8, но мне первый больше подходит по фокусным. Ну а до покупки этого стекла я использовал Sigma 15-30/3.5-4.5 - неплохой объектив. Из недостатков - не наденешь светофильтр (передняя линза очень выпуклая), ловит блики ("зайцев") от источников света, немного желтит. Но за такие деньги (около 8 тысяч) ничего лучше и не найти.
13. Nikon 35/2.0 - маленький, резкий объектив, на полном кадре отлично подходит для стрит-фото. Под камеры начального уровня есть еще моторный Nikkor 35/1.8 - на кропе он перестает быть широкоугольником и становится "полтинником".
На кропнутых камерах очень хвалят Tokina AF 11-16mm f/2.8 AT-X Pro DX, хороши также Nikkor AF-S 12-24mm f/4G IF-ED DX и его более дешевый аналог - Tokina AF 12-24mm f/4 AT-X Pro DX. Есть вроде что-то неплохое и у Сигмы.
13. Светофильтры. Защитными светофильтрами я не пользуюсь. Любой светофильтр, даже самый хороший, всегда, хотя бы немного, ухудшает картинку. Да и объективы я предпочитаю покупать недорогие, чтобы не трястись над ними сверх меры. Разобью - что ж, куплю новый, невелика потеря. Кстати, поцарапать переднюю линзу гораздо труднее, чем многие себе представляют. Чистая футболка или рукав рубашки прекрасно подходят для протирки оптики, за неимением лучшего. :) Так что единственный фильтр, которым я пользуюсь - поляризационный, это именно он даёт такое синее небо и яркие облака на нём. Не экономьте на светофильтрах. Когда мне понадобился полярик я, не мудрствуя лукаво, купил самый простой circular от Marumi и поначалу был счастлив. Только через несколько месяцев я заметил, что при его использовании качество фотографий заметно ухудшается - мало того, что падает разрешение, так еще вдобавок иногда (хотя и не сильно) промахивается автофокус. Виноват оказался именно полярик, пришлось заменить его на нормальный B+W за 3000 рублей.
14. Штативы. Ну купил я штатив. Использовал 3(!) раза всего, один раз на улице ночью и пару раз для предметки. Все остальные разы мне хватало советского штатива-струбцины (основательная такая штука, зато карманного размера), с привинченной к нему простенькой шаровой головкой Slik. Плечи не казенные все-таки. Отсюда совет - если не имеете тяжелых объективов и не снимаете предметку, такой струбцины вам хватит за глаза в 90% случаев.
15. Вспышки. Встроенная вспышка - отстой. И не потому, что слабая, а потому, что бьёт строго в лоб, а это самое невыгодное освещение. Годится разве что чуточку подсветить объект, если свет контровый. Так что выбирайте внешнюю вспышку с поворачивающейся вверх/вниз и вправо/влево головой. С ее помощью вы сможете направить свет в потолок или стену, создав более похожее на естественное освещение. У меня - Nikon Speedlight SB-600, но можно взять любую другую (никоновские SB800 и SB900, а также более старые модели (с ними самые навороченные функции замера работать не будут, но потеря невелика). Есть для никона вспышки и у Sigma - тоже, говорят, работают. НЕ берите дешёвую никоновскую Speedlight SB400 - именно потому, что у неё неподвижная голова.
16. Плёночные камеры. Иногда снимаю на плёнку - есть в ней какая-то своя магия. Использую зеркалку Nikon F80 (в ней есть почти все нужные функции кроме замера на древних объективах за смешную цену - от 4 тысяч рублей за б/у камеру). Ну и, конечно, старая (50-х годов) дальномерная "гармошка" формата 6х9 - Bessa II? совершенно особенная камера. Снимаю в основном на ч/б плёнку Ilford Delta (проявляю и сканирую дома) и реже - на цветную (дома проявлять попробовал - слишком много хлопот, так что отдаю на обработку в лабораторию).
PS Текст будет постоянно обновляться, по мере приобретения всё нового бесценного опыта :)
Тесты объективов можно поискать здесь:
http://www.photozone.de/Reviews/overview
http://www.slrgear.com/reviews/index.php
Образцы фотографий любыми объективами на свете - здесь:
http://www.pbase.com/cameras
http://www.pixel-peeper.com/lenses/nikon/
Технические характеристики всех, даже самых древних объективов Nikkor - здесь:
http://www.photosynthesis.co.nz/nikon/lenses.html
Подсказочка чайникам по поводу фокусных расстояний:
UPD 04.03.2011 - список используемой мною аппаратуры: http://shuster.livejournal.com/348293.html