Фотографии танка Лебеденко (царь-танка) не секрет и даже в Вики что-то есть. Но качественную фотографию его видели не многие.
Царь-танк (Танк Лебеденко) на испытаниях, 1915 год. (Известное фото)
Интересные факты
- Прозвище «Летучая мышь» или «Нетопырь» танк получил за то, что его модель при переноске за заднее колесо напоминала летучую мышь, спящую вниз головой на стене пещеры или ветви дерева.
- Деревянную модель танка, изготовленную Лебеденко для демонстрации императору, Николай II оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
- Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эти же чины, в соответствии с версией, «похоронили» проект «Вездехода» Пороховщикова, чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса Вездеходов и танков Mk I говорит в пользу этой гипотезы. Однако данная версия не имеет никаких документальных подтверждений.
- Среди местного населения района, прилегающего к месту испытаний танка, лес, в котором находился полигон и позднее ржавел танк, получил название «лес Танка».
Это компьютерная реконструкция танка.
"Царь-танк" капитана Н.Н. Лебеденко или, как его еще называли, "Нетопырь"
В 1917 году в лесу вблизи Орудьева в Дмитровском районе на севере Московской области испытывался легендарный гигантский "Царь-танк" (Машина Лебеденко). Хотя этот мастодонт и был похож на танк весьма отдаленно, но до сих пор он по праву является самым крупногабаритным танком в мире (9 метров высотой). Вооружение "Царь-танка" (такое название машине дал сам Лебеденко) состояло из 2 орудий и нескольких пулеметов. Каждое из двух больших ходовых колес должен был вращать свой мотор "Майбах" мощностью 240 л.с. (эти двигатели удалось снять неповрежденными с подбитого германского "Цеппелина"). Строительство начали после аудиенции у императора Николая II, проектированием занимались Б.Стечкин, А.Микулин, расчетом прочности уникальных колес с тангенциальными спицами занимался "сам" Жуковский. Испытания на площадке в лесу сочли неудачными (удельное давление на грунт было высоким, а колеса и ступицы были уязвимы). Железный гигант был брошен в лесу, где его могли видеть грибники вплоть до 1923 года, когда единственный образец исторического "Царь-танка", как принято считать, сдали на металлолом...
ВОЗМОЖНО, ЧТО ЦАРЬ-ТАНК НЕ СОВСЕМ ПРОПАЛ
РАЙОН ИСЧЕЗНОВЕНИЯ: В районе Орудьево, Дмитровского района на севере Московской области, район бывшего полигона. (на фото "Царь-танк" на полигоне).
НАХОДКИ: Помимо старых окопов, капониров, блиндажей, были найдены колеи от массивных колес (расстояние между колеями 7 метров). Самая многообещающая находка - часть металлического цилиндра диаметром 2 метра с круглыми отверстиями. Материал - сталь толщиной 5 мм (из описания танка известно, что броня была противопулевая, что примерно соответствует толщине). Возможное происхождение - срезанная при разборке танка верхняя башня. Для точного ответа на этот вопрос был составлен чертеж цилиндра, осталось найти в архивах точные размеры отдельных деталей бывшего мастодонта. В случае если искомые размеры совпадут, может оказаться, что часть верхней башни - самая большая из сохранившихся деталей легендарного Царь-танка. (на фото поиски на предполагаемом месте исчезновения)
1 - ходовое (ведущее) колесо, 2 - ступица, 3 - ось ходовых колес, 4 - рубка управления орудийным спонсоном левого борта, 5 - орудийный спонсон правого борта, 6 - цепной привод управления орудийным спонсоном, 7 - верхняя пулеметная башня, 8 - нижняя пулеметная башня, 9 - броневой капонир входного лаза, 10 - входная дверь, 11 - хвостовая станина, 12 - ходовая рубка (пост управления), 13 - верхний люк, 14 - каток хвостовой направляющей тележки, 15 - несущая рама, 16 - поворотная ось, 17 - шток пружинной рессоры, 18 - пружинная рессора. Буквами обозначены элементы привода: А - тавровый обод ведущего колеса, Б - приводные (автомобильные) колеса, В - коническая шестеренчатая пара, Г - фрикцион, Д - двигатель "Майбах".
Еще о танке: "Царь-танк" начальника опытной лаборатории военного министерства капитана Н.Н. Лебеденко, не подпадал ни под одно определение. Он словно сошел со страниц романа Уэлса. Идея постройки такой машины возникла у капитана Лебеденко на Кавказе, когда он увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, но не обладавшим достаточными инженерно-техническими познаниями, Лебеденко, заручившись поддержкой председателя Земского союза князя Львова, обратился за предоставлением необходимых специалистов к Жуковскому. Тот порекомендовал Лебеденко двух своих племянников - студентов МВТУ - Б. Стечкина и А. Микулина, крайне заинтересовавшихся этой инженерной задачей. Замысел был действительно беспрецедентным, и оба студента, прозвавших будущее сооружение на свой манер "Нетопырем", приступили к работе.
В начале 1915 года прекрасно рассчитанный проект был готов. Получив его в руки, капитан развил бурную деятельность, пробивая дорогу "Царь-танку" в высших инстанциях. При содействии все того же князя Львова ему удалось заинтересовать проектом военного министра, а затем получить аудиенцию и у самого императора, которого Лебеденко заверил в том, что при помощи таких машин "в одну ночь будет прорван весь германский фронт, и Россия выиграет войну...".
Его Величество, разделив оптимизм капитана, повелел открыть финансирование проекта. Лебеденко создал акционерное общество и приступил к постройке машины. Общая сумма затрат составила 210,000 руб. Основное бремя расходов несли "Союз городов" и ГВТУ.
"Царь-танк", как назвал это изделие сам Лебеденко (бытовало, правда, и другое - "Мастодонт"), больше всего походил на гигантский орудийный лафет, хвостовая станина которого опиралась на маленькую (в человеческий рост) направляющую тележку. Вооружение составляли два орудия и пулеметы. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. Микулиным была разработана оригинальная силовая передача и блестяще решена проблема редукции высокооборотного двигателя. Жуковский лично рассчитал на прочность колесо с тангенциальными спицами. Каждое из этих ходовых колес должен был вращать свой мотор "Майбах" мощностью 240 л.с. - два двигателя удалось снять неповрежденными с подбитого "Цеппелина". Придававший машине устойчивость хвостовой каток меньшего диаметра был поворотным.
Сборка деталей корпуса осуществлялась в манеже у Хамовнических казарм, а изготовление ходовых колес - недалеко от Дмитрова. Работа над танком затянулась, и лишь в августе 1917 года он в большой тайне был собран на опушке леса вблизи города Дмитрова. Там же в лесу провели и его испытания, не давшие положительных результатов. Мощности двигателей явно не хватала, и нелепый образчик "чудо-оружия" забуксовал в первой же канаве. После неудачных испытаний осмелевшие противники "Царь-танка" стали заявлять о его недостатках: удельное давление на грунт было непозволительно высоким, а колеса и их ступицы было несложно повредить артиллерийским огнем. Железный гигант был попросту брошен в лесу, где и простоял до 1923 года, пока его не сдали на слом.
Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Он справедливо полагал: что большое колесо легче сможет преодолевать препятствия. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолесных военных тягачей для итальянской армии.