А вот подходит ли под тематику сообщества "Атомная Анна"?

May 27, 2008 13:27




M65 Atomic Annie (атомная Энни)

В принципе, конечно, пушка эта с шасси не стреляла, но, с другой стороны, использовалась с уникальными транспортерами, которые (а) имели легкую противоосколочную защиту и (б) являлись неотъемлемой частью комплекса. Шушность тяни-толкая отрицать невозможно. В общем, господа-товарищи, судите сами. Поехали.


Представляю вашему вниманию первенца атомной артиллерии - передвижную установку M65. При ее создании, как и при создании М107, о которой я рассказывал ранее, орудие создавалось под калибр, заданный технологическими возможностями ядерщиков. Из-за несовершенства технологии орудие, изначально (в 1949 году) планировавшееся калибром в 240мм пришлось нарастить до 280, с соответствующим усложнением и утяжелением всех систем. В окончательном виде боевая масса установки составила 47 тонн, без учета транспортных приспособлений.



Еще один ракурс.

Разработка системы продвигалась достаточно быстро, 280мм баллистика была уже освоена моряками, так что помимо создания ядерного снаряда основной задачей было создание облегченных противооткатных устройств, благо отдачу можно было направлять в землю, и разработка транспортной системы для совершенно негабаритной пушки. Обе эти задачи были успешно решены в очень короткие сроки и в 1952 году пушка была принята на вооружение под маркировкой М65. Прозвище "Атомная Анна" она получила чуть позже, поскольку напомнила артиллеристам орудие "Anzio Annie", немецкую 280мм железнодорожную установку К5. Орудие состояло на вооружении довольно долго - аж до 1963 года, а снаряды (W9) к нему выпускались мощностью в 15 килотонн (неядерных снарядов предусмотрено не было, но, в принципе, от обычных 280мм орудий снаряд подходил). Дальность стрельбы превышала 20 миль (32 километра).

Понятное дело, что для транспортировки этого орудия традиционные решения никак не годились - ни в буксируемом варианте, ни в полнопогруженном, - установка не отвечала бы никаким требованиям к маневренности и мобильности. Поэтому решение получилось довольно оригинальным. Для перевозки орудие вывешивалось, через специальные рычаги, на два транспортера. Они были совершенно одинаковыми по конструкции, но немного разными по компоновке, кабина переднего была вынесена впереди двигателя, а у заднего - наоборот. Транспортеры поворачивали согласованно, поэтому огромная система могла, буквально, крутиться на месте, а для изменения направления движения было достаточно передать управление в другую кабину и начать двигаться задом-наперед. Для этого, кстати, транспортеры имели совершенно симметричные КПП.

Максимальная скорость комплекса была весьма солидной - до 35 миль в час (56км/ч), а масса в транспортном положении превышала 87 тонн.



Система в транспортном положении. Передняя часть - справа.

Боевыми снарядами эта пушка стреляла только один раз, в 8:30 по Тихоокеанскому времени 25 мая 1954 года, на учениях в Штате Невада. И, хотя в ходе этих учений было взорвано 11 ядерных зарядов, выстрел "Атомной Анны" был первым и единственным в истории реальным выстрелом атомным снарядом из пушки.



Первый и единственный выстрел атомной пушки.
Вот таким был первенц атомной артиллерии и единственная пушка, реально стрелявшая атомным снарядом.

+ Как это могло быть: Видео испытаний М65, единственный атомный выстрел.

Дополнительные иллюстрации:

Если не по теме - сносите.

США, орудийная платформа, 1952

Previous post Next post
Up