A9 Cruiser Tank Mk.I
Валлентайн?! Ни разу не Валлентайн, год-то аж 1934, это предшественник Valentine на сборочных линиях, танк А9 Cruiser tank. После постройки в 1933 трех танков
Medium Mark III, призванных заменить уже пробегавший в сообществе
Medium Mark II, англичане с удивлением обнаружили, что используемая ими схема подвески уже того... устарела. На пересеченной местности танк не мог двигаться с той скоростью, которую был в состоянии обеспечить двигатель - дело грозило переворачиванием и прочими неприятностями. Однако, идея машины, способной вести одновременный огонь во все стороны владела умами танкостроителей всегда. Я даже рискну сказать, что и сейчас такая мысль еще жива, и хотя развитие ПТА вынудило перейти к классической схеме с одной башней и одной пушкой - постоянно наблюдаются попытки дооснастить танки несколькими пулеметами с независимым наведением. В принципе, оно и правильно - мало ли откуда подползет зловредный гранатометчик? Но мы уклоняемся от темы, вернемся к нашим баранам...
Так вот, на замену Medium Mark III был создан A9 Cruiser Tank Mark I, с принципиально новым типом подвески. При некотором уменьшении мощности двигателя (AEC Type A179, 150л.с. вместо 180-сильного двигателя воздушного охлаждения Armstrong Siddeley V8) но за счет облегчения машины (чуть меньше 12 тонн) из-за новой подвески машина получилась достаточно динамичной, и несмотря на формально меньшую максимальную скорость в 25 миль в час вместо 30 - на пересеченке новый танк уверенно отрывался, разгоняясь до 15-17 миль в час вместо предельных 11 у предшественника. Вооружение, которое сохранили от Mark III тоже было вполне, по тому времени, внушительным. 40мм пушка и три пулемета Виккерс калибра ,303 с водяным охлаждением. Боекомплект составлял 100 выстрелов к 40мм пушке и по 1000 выстрелов на каждый пулемет (итого, 3000)
A9 в экспозиции музея в Бовингтоне
Продумали конструкторы и вопросы "пассивной безопасности", крыша МТО была выполнена с уклоном, для того, чтобы забрасываемые на МТО гранаты скатывались вниз, и на серийных машинах была изменена форма рубки мехвода, чтобы не допустить попадания снарядов ПТА между пулеметными башенками и корпусом.
"Ушастая" рубка мехвода с прикрытыми от попадания спереди зазорами
между рубкой и башенкой и крыша МТО с люком в форме домика.
Поскольку взрывающегося снаряда в 40мм орудию английская промышленность так создать и не удосужилась, - относительно малой серией выпускалась модификация A9 Cruiser Tank Mark I CS, у которой вместо 40мм орудия была установлена гаубица калибра 3,7" (94мм) с мощным ОФС.
A9 Cruiser Tank Mark I CS
Машина долго испытывалась, а строилась в период 1937-38 г.г. в малой серии, всего выпущено 125 машин. Они сражались в составе его величества первой танковой дивизии при Дюнкерке,
где их пришлось бросить, а 2-я и 7-я танковые дивизии в Северной Африке, причем в Африке - аж до конца 1941 года. Показала машинка себя вполне неплохо, ценилась за великолепную проходимость, обусловленную большим клиренсом и подвеской с большими ходами и за плотность огня, надежно прижимавшего немецкую пехоту, но как показал боевой опыт - время танков с противопульным бронированием уже прошло, и уцелевшие машины в конце 41 года были разоружены, разобраны и порезаны на металлолом. Но конструкция подвески была использована в танке Валлентайн, который таки повоевал вполне успешно.
Надо, кстати, заметить, что уже в этой машине было полностью произведено разделение ролей членов экипажа - у танка был выделенный командир, наводчик, заряжающий, два пулеметчика и мехвод. Т.о., я думаю, что отдавать приоритет в создании танков с нормальным экипажем (как это делает один "известный исторег"™) немцам все-таки не следует..
Кстати,
Medium Mark III дарю желающим сделать пост. В сообществе, вроде бы, не мелькал..