Самодвижущаяся повозка Кюньо - первый в мире военный грузовик и потенциальный бронеавтомобиль

Apr 24, 2009 20:26

...Парижане с восторгом и страхом наблюдали, как по улицам города раскатывает паровое чудовище. Поворот самодвижущаяся телега совершала величаво и не спеша, словно линкор, что однажды привело к первому в мире автомобильному дорожно-транспортному происшествию: телега не вписалась в поворот и протаранила стену арсенала. В результате котел сорвало с подрамника, он упал и взорвался, как писали газеты, «с грохотом на весь Париж»…



Впрочем, обо всем по порядку.

Капитан французской армии Николя Жозеф Кюньо был не только хорошим военным, но и талантливым изобретателем (его работы по части саперного дела и новых ружей сделали его достаточно известным человеком). Инженер детально интересовался приспособлением паровой машины для привода «безлошадного экипажа», досконально знал конструкцию машины Папена и ряда паровых машин Уатта. К сожалению, слишком большие размеры этих конструкций не позволяли разместить их на повозке. Кюньо начал постройку собственной паровой машины небольших размеров. Но так как получавшиеся конструкции все равно были слишком велики, изобретатель вскоре был вынужден прекратить работы, на которые уже не хватало средств, а попытки добиться дополнительного финансирования от правительства не дали результата.



Однако в 1764 г., когда изобретатель был готов полностью отказаться от исполнения своей мечты, ему улыбнулась удача. Подаваемая много раз просьба об аудиенции у министра обороны была удовлетворена. Естественно, министр не имел намерения интересоваться работой и проектами Кюньо, а поручил генералу де Грибьеву, знающему толк в механике, ознакомиться с изобретением. Генерал, исключительно интеллигентный и умный человек, сразу понял, какой переворот может совершить в армии «механический мул» в качестве артиллерийского тягача. Он поддержал идею построения опытного образца машины Кюньо. Однако первых пробных поездок пришлось ждать пять лет. Они с полным успехом прошли в Брюксе в присутствии небольшого числа зрителей. Результат этих испытаний позволил устроить демонстрацию машины в Париже, на которую был приглашен министр обороны Франции.



Первый автомобиль, так называемая малая телега Кюньо, с собственным именем «Фардье», развивал на дороге скорость 4,5 км/ч, но только в течение 12 мин, поскольку на большее не хватало ни воды, ни пара. Необходимо было наполнить котел водой и вновь разжечь под ним костер, так как у первого автомобиля отсутствовала даже топка. Несмотря на свои недостатки, телега так понравилась министру, что он приказал тотчас же приступить к постройке улучшенного и увеличенного экземпляра, который можно было бы изготовлять в больших количествах для использования в войсках для транспортировки пушек.



Получив в свое распоряжение 20 000 франков в качестве вознаграждения за первую конструкцию, Кюньо с энтузиазмом взялся за дело. В конце 1770 г. были проведены испытания нового, более мощного парового автомобиля Кюньо в присутствии официальных военных экспертов. Они дали похвальное заключение, когда тягач полностью выполнил поставленные перед ним задачи, хотя его скорость не превышала 4 км/ч вместо требуемых 15. Движение было непрерывным, поскольку котел имел собственную топку и не требовалось разжигать на земле костер. К тому же Кюньо уже придумал, как увеличить скорость хотя бы до скорости марша войсковых колонн, чтобы артиллерия не оставалась позади. Дальнейшая судьба новшества и получение заказа на большую серию паровых тягачей зависели от официального показа действующей машины перед высшей государственной властью и аристократией.



Наконец настал день демонстрации. Кюньо, как обычно, занял место водителя. Передвинув рычаг и открыв клапан подачи пара, он обеими руками взялся за рукоятки руля, требовавшие приложения очень большой силы во время поворота, что необходимо было исправить в следующих образцах. Телега, шипя выходящим из цилиндров паром, под удивленные возгласы собравшихся зрителей с большой скоростью проехала вдоль улицы. Наконец-то успех! Но что это? Телега свернула с дороги и поехала прямо в стену! Заклинило механизм управления. Стоп!



К несчастью, Кюньо не хватило сил, чтобы своевременно повернуть переднее колесо с закрепленной над ним паровой машиной и тяжелым котлом, наполненным водой. Он растерялся и забыл о возможности остановить телегу простым перекрытием подачи пара. Разогнавшаяся телега всей своей массой в три тонны ударилась в стену и разнесла ее буквально на кирпичики. Массивный водяной котел взорвался, как писали газеты того времени, «с грохотом на весь Париж». Среди поднявшейся суматохи, толкнули кого-то из важных чинов, наступили на ногу маршалу королевского двора и сбили шляпу с головы министра обороны...



Возмущение было единодушным. Присутствующие во весь голос выражали свое недовольство. Как ни пытался изобретатель объяснить причины этого неприятного инцидента, дальнейшие испытания были прекращены. 22 000 "золотых" фунтов (почти 94 тысячи евро по сегодняшнему курсу) оказались потраченными впустую.

К счастью, телегу Кюньо не постигла участь многих подобных технических новинок, она не сгнила и не заржавела на свалке. В 1794 г. ее сдали в появившееся в этот год «хранилище машин, инструментов, моделей, рисунков и описаний по всем видам искусств и ремесел» в качестве очередной механической диковинки.



Немного о технической стороне дела (знающие французский могут ознакомиться с весьма неплохим текстом на эту тему). 3-колесная дубовая повозка (сделанная из "корабельного" дуба) снабжалась одиночным передним ведущим колесом, которое крепилось на поворотном шкворне и вручную отклонялось в обе стороны при помощи звездочек и цепей. Над ним на кованом консольном подрамнике висел огромный медный паровой котел с топкой, позади которого располагалась вертикальная 2-цилиндровая паровая машина рабочим объемом 50 л и ориентировочной мощностью 2 л.с. Прикрепленные к поршням штоки воздействовали на храповые механизмы, последовательно проворачивавшие ведущее колесо. При полной массе 5 т паровая телега Кюньо могла перемещаться со скоростью до 4 км/ч, но давления пара хватало всего на 12-15 минут движения.



Теперь самое интересное и дискуссионное. Если немного пофантазировать, какую боевую машину (а не транспортер) можно сделать из девайса? Переделка любого автомобиля в бронеавтомобиль всегда включает два основных момента: бронирование и вооружение.

С бронированием проще всего - шасси попросту не выдержит мало-мальского бронирования. Кроме того, пробивная сила ружей и пушек того времени была такова, что с непробиваемой броней повозка Кюньо попросту не сдвинулась бы с места. Следовательно, имеет смысл бронировать только самую уязвимую часть автомобиля - двигатель, то бишь паровую машину, еще конкретней - котел. Имхо, лучше не навешивать дополнительную броню (например, трехугольный нос типа утюга), а сделать потолще стенки самого котла.

Теперь - вооружение, которое я бы разделил на два типа: ружейное и пушечное (гибридное, ружейно-пушечное исключим, так как для начала неплохо бы определиться с самим типом установленного вооружения вообще). Начнем с ружейного. Тут, пожалуй, возможны несколько вариантов:

1. Самый простой - склад заряженных ружей на повозке. Берешь и стреляешь. Дешево и сердито. По бортам можно установить упоры, с которых стрельба будет более меткой.

2. Система залпового огня - N ружей в пакете на станке, одновременный залп. На борту повозки можно иметь несколько уже заряженных пакетов. Если тяжело заменять, то можно извратиться и поставить еще и маленькую кран-балку на корму.

Апгрейд залповой системы: пакеты (ну, например, три) располагаются на поворотном станке, и глядят в разные стороны - как трилистник. Так можно произвести три быстрых залпа подряд.

Еще один апгрейд, экзотический: расположение ружей по принципу револьверного барабана. Плюсы по сравнению с залповым огнем: можно более-менее целиться перед каждым выстрелом. Чтобы увеличить вес залпа, можно в каждой "ячейке барабана" смонтировать 2, 3 или 4 ствола.

Теперь поговорим об артиллерийском вооружении. Тут вариантов, пожалуй, поменьше (ибо вес орудия побольше): либо одно орудие на станке, либо несколько меньшего калибра. Несколько можно смонтировать, опять же, в горизонтальной плоскости а-ля трилистник, либо сделать пресловутую систему залпового огня, либо воспользоваться принципом револьверного барабана.

Наконец, еще более экзотические способы. Можно взять, например, револьверную пушку Пакля. Так, «Лондон джорнел» от 31 марта 1722 года отмечал, что один человек произвел из «машины мистера Пакля» шестьдесят три выстрела за семь минут, причем в это время шел дождь. Скорострельность весьма неплохая, только устройство пушки я понял не очень :)

И апофеоз фантазии. А почему бы не изобрести пораньше паровой камнемет (на фото ниже)?



В общем, что думаете по всему этому поводу?

P.S. Текст позаимствован отсюда и отсюда. Дополнительные картинки: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

тягач, 1769, Франция

Previous post Next post
Up