Гражданская война в Югославии обострила чувство шушестроения у всех воюющих сторон. Оружия требовалось как можно больше, однако на складах в основном лежали безнадежно устаревшие образцы. Но это новоявленных конструкторов не остановило: все, что могло ездить, стрелять и взрываться, было вытащено на свет божий и, в составе самых неожиданных комбинаций, брошено в бой. Так в самом начале войны у сербов появились несколько импровизированных бронепоездов - грозного оружия на рельсах. Самым известным стал поезд под названием "Крайна экспресс" (Krajina ekspres).
Кликабельно
Сердцем созданного летом 1991 года бронепоезда стал дизельный локомотив с номером JZ664. К нему было прицеплено две платформы, бронирование которых составляли мешки с песком. Первый же бой близ Грачицы показал, что такая защита весьма эфемерна, поэтому вскоре платформы были усилены стальными листами толщиной 25 мм. Верх оставался открытый, а от солнца и дождя экипаж защищал тент.
Кликабельно
Вооружение было собрано с бору по сосенке, но, тем не менее, внушало. На первой платформе размещался старинный немецкий зенитный 20-мм автомат Flak-38. На втором стояли 2 пусковые установки ПТРК "Малютка" и 40-мм пушка "Бофорс" L-60. Огонь в ближнем бою обеспечивали пулеметы М-53 и M2HB. Позже к составу добавился еще один вагон, вооруженный 20-мм пушками M-55 и M-75. На локомотиве стояли два пулемета М-84.
В 1992 году последовала модернизация вооружения. "Малютки" заменили на 2 блока авиационных НАР L57-12, немецкий зенитный автомат уступил место 76,2-мм пушке ЗИС-3 (М-42 по югославскому обозначению). В 1993 году пушку сняли и вместо нее на платформе стал возвышаться... американский истребитель танков M18 Hellcat! Помня о том, что на САУ стоит бензиновый двигатель, самоходку получше бронировали - вокруг нее были установлены пластины из армированного каучука, расстояние между которыми было заполнено гравием. Плюсы такого бронирования подтвердились в 1994 году, когда в экран угодила ракета "Малютка". Следствием попадания стало ранение одного члена экипажа, САУ осталась невредима.
К тому времени бронепоезд разросся: помимо локомотива и трех боевых платформ к ним прибавилась и контрольная платформа, груженная инструментом и запчастями. В какое-то время к бронепоезду прицепляли еще одну платформу с 120-мм минометами, но широкого применения она так и не нашла. Планам оснастить поезд немецким 88-мм зенитным Flak'ом помешало падение Сербской Крайны.
Бронепоезд принял самое деятельное участие в боевых действиях против хорватов, причем экипаж сражался как на железной дороге, так и спешившись, как обычные пехотинцы. Успел бронепоезд поучаствовать и любопытной операции - взрыве склада боеприпасов в Задаре. Склад располагался в тоннеле, куда вела железная дорога. Для диверсии сербы подготовили железнодорожную платформу, на которую погрузили 3,65 тонны взрывчатки и 5 тонн металлического лома. Взрыв должен был произойти от часового механизма или от контактного взрывателя противотанковой мины, установленного на переднем буфере вагона. "Заряженная" платформа была выведена на исходную и пущена под горочку прямо на склад, который вскоре взлетел на воздух.
В 1995 году вместе с падением Сербски Крайны бронепоезд был уничтожен.
Остатки бронепоезда
Вид на "Бофорс"
Click to view