Рождение и смерть сухопутного линкора

Jul 08, 2009 20:10

20 февраля 1915 года при английском Адмиралтействе был создан "Комитет по сухопутным кораблям", который возглавил директор Управления морского строительства Юстас Теннисон Д'Энкур. Как должен выглядеть "сухопутный корабль", у каждого из членов комитета было свое мнение, поэтому рассматривалось сразу несколько проектов. В частности, 4 марта в Комитет поступил новый проект, разработанный Диплоком (директором компании Pedrail Transport Ltd.) по идее Суэттера (один из руководителей Королевской военно-морской авиационной службы).



При создании "Сухопутного корабля Педрэйл" Суэттер вложил все свои знания, полученные при проектировании подводных лодок. По его замыслу "лэндшип" должен иметь около 9 метров в длину, вес в 24 тонны и должен был проползать по большинству мостов, не разрушая их. Окончательный блеск на проект навел мистер Диплок, и в итоге боевая машина (11,5 метров в длину, почти 4 метра в ширину и чуть больше 2 метров в высоту) представляла собой бронекорпус, установленный на две самостоятельные гусеничные платформы, каждая из которых была оснащена двигателем "Роллс-Ройс" в 46 л.с . "Корабль" имел массу 25 тонн и противопульное бронирование.



Кликабельно

Экипаж машины составлял 8 человек. Водитель располагался по центру, наблюдая за дорогой из башни, поднятую на метр над корпусом. Также внутри должны были прятаться 17 (затем это число изменилось на 15) пехотинцев с пулеметами и двенадцатифунтовой пушкой. Правда, проблемами размещения десанта решили заняться позже, а вначале сконцентрировались на создании собственно шасси.



20 марта 1915 года проект одобрил Первый лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль, который приказал построить 12 подобных машин. Пока Rolls-Royce и Foden Ltd. готовились выполнять заказы на постройку "лэндшипов", конструкторам подумалось, что неплохо бы оснастить танки еще и девайсом для разрезания колючей проволоки, плугом для окапывания и устройством метания гранат. Для получения дополнительного опыта полковник Кромптон, член Комитета, съездил во Францию и по возвращению предложил модернизировать проект. В частности, "сухопутный корабль" предлагалось располовинить на две платформы длиной 6,7 метров каждая (что позволил бы снизить радиус разворота с 20 до 12 метров). Форма корпуса также была доработана для лучшего продирания сквозь колючую проволоку. Кроме того, Кромптон переобул танк в гусеницы Буллока (Bullock), поскольку они подходили лучше гусениц Педрэйл и заодно сокращали радиус разворота еще на 80 сантиметров. Сам поворот, кстати, планировался осуществляться за счет поворота платформ относительно друг друга.



Кликабельно

Правда, к тому времени (на дворе уже стоял май) чертежи уже были отданы подрядчикам, и те продолжали работы по старому проекту. Одно шасси уже было почти готово, как в июле большую свинью подложило Военное министерство - оно приказало свернуть все работы по гусеничным транспортерам и сосредоточиться на создании вооруженных бронированных гусеничных машин. Несмотря на то, что установка вооружения не предусматривалась проектом, Диплок и Суэттер готовы были оснастить "лэндшип" пушками калибра 3 дюйма или выше, или же скорострельными (pom-pom) мелкокалиберными пушками. Кромптон, продолжающий гнуть свою линию модернизации "Сухопутного корабля", предложил каждую "половинку" танка оснастить собственной башней кругового вращения с пушкой. Диплок и Суэттер согласились, внесли встречные предложения, что в итоге привело к уменьшению высоты танка (судя по всему, по крышу башни - с 2,8 метра до 2,1) и массы (с 28 до 26 тонн). Впоследствии ввиду использования гусеничного движителя фирмы Killen-Strait высоту танка удалось и вовсе довести до 1,8 метра.



Кликабельно

Впрочем, то было на бумаге, а пока что Metropolitan Carriage, Wagon & Finance Co., которой Foden Ltd. передало права на производство корпуса танка, и Rolls-Royce начали поставлять детали для сборки первой машины по старому проекту (единственное, что решили изменить - это поставить гусеницы Буллока). Диплок, Суэттер и Кромптон решили горячку не пороть и вместо заказанных Черчиллем 12 машин построить пока что одну и посмотреть, что будет. Вскоре, правда, Комитет отказался от "Сухопутного корабля Педрэйла", но работу все же удалось окончить с помощью Департамента окопной войны. По ходу дела двигатели Rolls-Royce были заменены на 100-сильные двигатели Aster. Потяжелевшая до 32 тонн машина на полигоне в Salisbery Plain показала скорость в 24 км/ч, но и Департамент к тому времени уже потерял к ней интерес. В итоге после войны "лэндшип" поместили в Бовингтон, повесили табличку "Porton Tracktor" и в конце концов в 1923 году демонтировали...






Великобритания, 1915, танк

Previous post Next post
Up