Воскресенье в Хаконэ - теория

Jun 26, 2014 13:24


Хаконэ - горный курорт в 80 километрах от Токио - одно из самых посещаемых туристами мест Японии. К тому же находится на нашей жд ветке, поэтому ездим мы туда довольно регулярно. Разве можно найти при этом что-то новое и интересное, достойное отдельного рассказа?
Да!

(Далее пост откровенной и бескорыстной рекламы места, которое в сети еще почти не засветилось).



(Фото отсюда)
***

В психологических тестах иногда встречается вопрос "Что бы вы сделали, если бы вдруг оказались обладателем огромной суммы денег?" По-настоящему огромной - где-то пары миллиардов долларов? Ответить на него не так легко - фантазия у обычных людей, как правило, иссякает на нескольких десятках миллионов. А что дальше? Золотые унитазы и батоны - мелко и пошло, виллы на Лазурном берегу и футбольные клубы уже разобрали русские...
Можно попробовать коллекционирование - например, предметов искусства. Еще круче - и интереснее - поставить при этом цель. Как насчет "превзойти коллекцию главного государственного музея страны"? Между прочим, цель вполне достижимая.
Это мое смелое предположение, потому что в официальной истории музея искусств Окада, который открылся в Хаконэ в октябре прошлого года, ничего не сказано о соперничестве с Национальным Музеем (в Уэно). Но коллекция очень похожа, а директором музея Окада является искусствовед (профессор, знаток эпохи Эдо и специалист по укиё-э), который долгое время работал именно в Национальном Музее. Хозяином же (ибо музей Окада частный, и выставлена там личная коллекция одного человека) - личность широко известная в очень узких кругах.



Владелец хитрого прищура, а также нескольких сотен бесценных предметов (в основном декоративно-прикладного искусства) - Кадзуо Окада. В списке Форбс находится гораздо ниже русских миллиардеров - личное состояние всего около 2 млрд уе, зато недавно он оказался самым крупным (из физических лиц) плательщиком налогов в японскую казну. (Радостно - за Россию, конечно, - представлять, сколько налогов платит в казну Родины почти сотня российских миллиардеров)
Об истории музея говорится следующее: "Кадзуо Окада давно интересуется искусством и в перерывах между деловыми встречами любит посещать музеи..." I bet! Бизнес господина Окада - производство игровых автоматов, управление сетью игровых залов (тех самых пачинко) в Японии и казино - за ее пределами. Где игровые автоматы, там недалеко и теневой мир, так что дела господин Окада ведет серьезные, и отдых от них требуется нестандартный.
Коллекцию предметов искусства он начал собирать всего 10 лет назад, причем сразу задумывался именно музей. Музей открыли полгода назад, а сейчас там идет выставка, про которую очень много говорили и писали в СМИ. Ее-то я и хотела посмотреть в первую очередь.
В сети заранее ознакомилась с сайтом музея, так что некоторое представление о коллекции имела. Правда, по опыту посещения подобных частных музеев была уверена, что это что-то компактное, сильно разрекламированное, с не соответствующей содержанию ценой за билет.
Входной билет действительно дороговат - 2800 иен за взрослого (почти 30 уе - раза в полтора дороже обычного музея). А во всем остальном я грандиозно ошиблась.




Хаконэ - старинный курорт; музей построен на месте, где когда-то располагался отель для иностранцев.



Сейчас там здание музея в ультра-современном стиле, чудесный японский сад - правда, за отдельную небольшую плату - и симпатичный ресторанчик, куда мы не успели. Но обязательно пойдем в другой раз!

Потому что МУЗЕЙ!

"Посмотрим часика полтора, не больше, - он маленький, наверное, и пойдем гулять," - легкомысленно пообещала я Анюте по приезде в Хаконэ.

СЕМЬ ЭТАЖЕЙ!

Огромные просторные залы, равномерно заполненные витрины, подробные объяснения - рай для музейного маньяка и зануды.
Сначала я пыталась считать предметы, потом просто удивлялась, потом впала в прострацию. За два часа проштудировала два нижних этажа и временную экспозицию, остальное просто прошла, потому что больше информацию воспринимать была не состоянии.

Музей посвящен искусству Востока, точнее, Японии и Китая, с редким вкраплением корейских вещиц, от древних времен до середины прошлого века.
Для Китая упор сделан на бронзу



(11-14 вв до н.э.)



(5-6 вв до н.э.)

и керамику (фарфор) -



("Трехцветная" керамика "сансай", эпоха Тан, 6 век)



(Селадон эпохи Северной династии Сун, 11в)



(Кобальт, династия Юань, 14 в; блюдо принадлежало довольно известному японскому художнику Ямагути Хосюну и было увековечено на одной из его картин)





("Дворцовая посуда" - тонкий фарфор высочайшего качества; династия Мин, 15 в)



(Династия Цин, 18 в)

По Японии коллекция более разнообразна. Конечно, керамика всех периодов, начиная с периода Дзёмон (!) 2500-3000 лет до н.э.,



Потом период Кофун



Яёй тоже был.

И далее со всеми остановками:



Момояма, 17 в



Эдо, 17 в



Эдо, 18 в

Отдельная коллекция именных работ мастеров, о которых я, конечно, слышала, но видеть воочию не приходилось



Мастер Огата Кэндзан. 18 в

Помимо керамики были еще свитки и гравюры



(Ито Дзякутю, знаменитый своими изображениями животных, - 18 в)



(Хокусай "Летнее утро", начало 19 в)



(Китагава Утамаро, начало 19 в. )

огромное количество ширм с росписью,





- целые залы!

Немного мебели, лаковые изделия,



живопись двадцатого века в европейском стиле...



(Хигасияма Каии, 1971 г)

и религиозная скульптура



(Хэйан, 11 век)



(Камакура, 13 век)

А совсем недавно был добавлен отдельный небольшой зал "сюнга" - японских эротических (хм, очень мягко сказано) рисунков. И это единственный в Японии музей, где можно посмотреть сюнга открыто - обширнейшую выставку *японской* эротической гравюры, которая в конце прошлого года прошла в Британском музее, в Японию привезти не смогли - ни один музей не захотел предоставить площади!
Впрочем, я отвлеклась. Сюнга у них не так много, только ради нее ехать не стоит. А вот керамика...

В прошлом году мы всей семьей выбрались в галерею Азии Национального Музея Уэно, и воспоминания о походе еще свежи, (почему я сразу о нем и вспомнила). История китайской керамики там представлена очень хорошо, но в музее Окада в Хаконэ выставлено в разы(!) больше предметов.





Я не специалист, и оценить качество, ценность или уникальность каждого, естественно, не могу, но зато вижу, что экспонаты очень разнообразны и, видимо, призваны иллюстрировать стили, характерные для каждой эпохи. И они невероятно красивы! Мне кажется, европейцы с некоторым презрением смотрят на фарфор: тарелки, чашки - разве это искусство? Отсюда и неизбежная оговорка-уточнение "декоративно-прикладное" - "искусство, но второго сорта". Но когда смотришь на чашу тончайшего, чуть ли не прозрачного, белого фарфора идеальной формы, которую, кажется, нельзя сотворить человеческими руками, или вазу цвета граната, понимаешь, что это, возможно, и есть настоящее, чистое искусство - ничто не отвлекает от любования линией и цветом, ничто не стоит между тобой и автором, жившим 500-700 лет назад! - абсолютное наслаждение.
Жаль, что вещей, которые произвели на меня наибольшее впечатление, нет в сети, но в любом случае, их надо видеть своими глазами.
И да, теперь я наконец-то понимаю фразу "китайцы достигли совершенства в изготовлении фарфора". Потому что дальше - тоньше, изящнее, мельче, ярче - нельзя. Что есть тупик.
Это особенно заметно благодаря организации музея - керамика выставлена в целом по временному признаку, так что стенды с точеными китайскими фигурками, по которым можно изучать костюм китайского чиновника первых веков нашей эры (!) соседствуют с примитивными японскими глиняными статуэтками эпохи Кофун, которые уже люди, но еще не индивидуумы.
Но керамика развивается в Японии, хоть и с опозданием, и вот в определенный момент, когда китайский экспорт фарфора не может удовлетворить западный спрос на "восточную экзотику", можно видеть, как японцы стараются - импортная технология производства фарфора уже есть, и чувство цвета, и эскизы - голландцы заказывали очень точно - и у них, на первый взгляд, отлично получается, но если рядом поставить китайский оригинал, понимаешь, что у японцев линии "гуляют" - где толсто, где тонко, заливка неоднородна, цвета грязнее. И неудивительно, что когда китайцы разобрались со своей очередной смутой и восстановили производство, они смогли довольно быстро вытеснить японцев с рынка, позаимствовав и улучшив, заодно, и особую технику росписи, которую разработали и ввели в моду японцы.
В погоне за совершенством японцы явно проиграли, зато те области, где они концентрировались на НЕсовершенстве, у них получились гораздо лучше. А несовершенство бесконечно, так что японцам есть, куда стремиться дальше.

Мужу я высказала довольно спорную мысль, что японцы не смогли-таки адекватно скопировать китайцев, но удовлетворились результатом вовремя остановились и решили рассматривать свой недостаток как достоинство. И как-то смогли убедить в этом остальной мир. Муж меня за это не убил :)


***
О временной экспозиции я, пожалуй, расскажу отдельно, если соберусь.
***
У музея Окада два недостатка.
Первый - туда лучше идти без детей, или с детьми, укомплектованными разными гаджетами, иначе детки заскучают, и вас съедят. И взрослым тоже стоит быть морально готовыми - удовольствие получат те, кто интересуется именно искусством Японии и Китая. "Для галочки" объем слишком велик.
Второе - на входе строжайший досмотр, проверяют и велят положить в камеру хранения фотоаппараты, телефоны, ай-пады и таблеты. Никаких фотографий. Я вообще ходила с пустыми руками (и довольна этим). С другой стороны, их магазинчик - это ужас. Есть открытки отдельных экспонатов, и кое-какая мелочевка, но нет музейного каталога. Никакого. И не предвидится (не хочется думать, что это намеренно...) В интернете их экспонаты почти не засвечены, так что или зарисовывать выданным простым карандашом, или развивать зрительную память.
Зато есть одно достоинство - это один из лучших, виденных мной музеев, с точки зрения "доступности". Лифты и пандусы везде, как и туалеты для инвалидов. Автоматические раздвижные двери во всех залах, широкие проходы и достаточное место в залах, чтобы разъехаться паре колясок.



И пояснения на четырех языках - английский, японский, китайский, корейский, плюс отдельное меню для детей - на пояснительных дисплеях.



***
По окончании осмотра мы встретились с Анной, которая убежала вперед и ждала меня очень долго. Ждать ей пришлось без гаджетов (ключ к камере хранения был у меня), поэтому ребенок кипел от возмущения. Чтобы задобрить маленького демона (ну и мне хотелось развлечься), отправились к следующему пункту нашей программы - творить шедевры своими руками.

Stay tuned

via ljapp

Previous post Next post
Up