Лондон, день второй (8.15) часть 1. Мой дом - моя крепость

Sep 12, 2012 02:39

Несмотря на позднее возвращение накануне вечером второй день начался строго по плану: без нескольких минут 8 мы вышли из гостиницы и направились в сторону Гайд-парка.
Путь наш лежал очень удачно - через "каретные ряды", в которых происходит действие одного из рассказов Агаты Кристи "Murder in the mews".




Mews -  это и есть каретные ряды, кварталы, в которых на первых этажах располагались конюшни, а на вторых жили кучера.






Со временем кареты заменила подземка, районы эти полюбились богеме, первые этажи тоже переделали в жилые помещения, и сейчас там - тишайшие оазисы, с горшочками зелени перед крыльцом - за неимением палисадника.



Mews нам потом встречались в разных местах в Лондоне - чудесные укромные уголки.



В этот день мы прошли по Гайд-парку совсем чуть-чуть. Успели увидеть несколько белок, табуны бегунов и несколько зеленых монстров.



Плакучий бук - вот кто это.

На углу Гайд-парка расстались с семейством mckuroske и сели на самый первый автобус Big Bus tour - сети экскурсионных автобусов с аудио или живым гидом.
Ввиду общей остолбенелости, которая напала на меня в Лондоне, сфотографировать *наш* автобус я не догадалась, но их фотка с сайта максимально близка к истине.



Удобно то, что на них можно садиться (и выходить) на любой их остановке в течение того дня (или нескольких дней), на которые куплен билет.
Мы выбрали синий маршрут - с аудио-гидом. Берешь наушники при посадке, садишься на любое свободное место и втыкаешь наушник в гнездо на спинке переднего сидения.


Выбираешь любой канал - помимо изображенных, есть и другие языки. Впридачу к наушникам дают полиэтиленовый пакет с дождевиком. Он потом пригодился - одеты мы были по погоде, но *вчерашнего* дня. А в *этот* день нам "повезло" - с утра хмурилось, было прохладно и периодически покапывал дождик.
Места мы выбрали, естественно, на втором этаже. И тут только поняли, что ранний выход и плохая погода обеспечили нам невероятный бонус - больше половины  пути мы ехали в  гордом одиночестве! Абсолютная иллюзия, что  автобус едет только для нас, да и  весь Лондон -  в полном нашем распоряжении :)

Marylebone st.





Бейкер-стрит



"Все флаги в гости будут к нам" на Риджент-стрит



Риджент-стрит - создана по проекту Джона Нэша в начале 19-го века. Соединяла дворец принца-регента (будущего Георга 4, ставшего регентом при absolutely mad - как сказал аудио-гид - отце, Георге 3) с парком имени того же принца - Риджент-парком. О! - догадалась умная Шурра, так вот это и есть "эпоха Pегентства".

Уже близко Пикадилли



С этой статуей мы познакомились накануне, когда возвращались из театра.



Статуя Эроса - как ее ошибочно называют - на самом деле изображает его брата Антэроса - бога зрелой и обдуманной любви (такое бывает?), и посвящена филантропу лорду Шефтсбери. Вот так, значит, выглядит The Angel of Christian Charity... Нация юмористов.

Все еще хмыкая про себя, оглядывaемся - автобус уже выехал на Трафальгарскую площадь.
Помимо Нельсона в центре на площади еще 3 постамента с постоянными статуями и один, четвертый,  вакантный, - на нем выставляется современная скульптура.

При нас этот постамент украшал  Веллингтон. На своем любимом верном скакуне по имени Копенгаген .
 (Это только моё предположение, конечно, но ведь во всех других местах - St.Paul's, Westminster Palace - они обязательно упоминались парой - где Нельсон, там обязательно Веллингтон.) Так что я почти уверена, что это он.



Крупный план



Сделали круг почета по Трафальгарской площади



и выехали на Уайтхолл



Вот, посмотрите, как мы ехали



Передали привет премьер-министру - он, кажется, как раз завтракал



Проверили парламент - на месте



Часы шли исправно, подтвердив расчеты - за полчаса мы доехали от Мраморной арки до Вестминстера



По Вестминстерскому мосту пересекли Темзу



Посадили первых пассажиров у Мариотта, по мосту Ватерлоо вернулись на северный берег, выехали на Флит-стрит, проехали мимо Гринготтса Australia House - здания представительства Австралии, в интерьерах которого снимались сцены банка Гринготтс в "Гарри Поттере", - , и, наконец, остановились там, где мы должны были сойти с экскурсионного автобуса и пересесть на рейсовый - у собора Святого Павла.
Правда, продолжить путь сразу не получилось. Анна порядком замерзла на автобусе и мы решили зайти куда-нибудь погреться и перекусить.
Совсем рядом с собором Святого Павла заметили кафе сети Pret-a-manger, специализирующейся на натуральной еде без добавок и непонятных ингредиентов. Время завтрака офисных работников закончилось, горячих бутербродов в продаже почти не было и я уж было загрустила. Как вдруг в глубине одной из полок мы заметили одну единственную упаковку. Овсянка! Так что не верьте тем, кто утверждает, что англичане больше не едят на завтрак овсянку - едят еще как. Нам повезло, Анюта каши как раз очень любит. К овсянке  получили мед, взяли еще по стакану горячего шоколада - какао, конечно, но довольно густое - овсянку быстро доели, и отправились ловить автобус.
***
Следущим пунктом программы был музей Джеффри. Но сначала туда надо было добраться. Вышли на Хэкни-Роуд. Музей должен был быть где-то рядом, я помнила, что надо  свернуть на какую-то улицу и чуть пройти в сторону. Но карту с сайта  не распечатала, потому что была уверена, что музей мы найдем быстро, а на нашей карте его не было. Чуть прошли по Хэкни-Роуд. Закрытые жалюзи магазинов, занюханные забегаловки.  Анюта крепко взяла меня за руку и  заметила: "Мама, ты точно знаешь, что это здесь? Мне кажется, тут не может быть никаких музеев."
- Но он должен быть.
Вернулись к остановке и спросили дорогу у женщины с ребенком, как раз проходившей мимо.
- Кингсланд-Роуд? По этому переулку до пересечения с широкой улицей - это она и будет.
5-7 минут пешего хода. Даже Кингсланд-Роуд выглядела гораздо приятнее. Зато теперь мы  знаем, что такое  inner city, который не затронул процесс gentrification - довольно депрессивное зрелище.
***
Музей Джеффри - музей истории домашних интерьеров среднего класса 17-го - 20-го веков





Музей расположен в историческом здании бывшей богадельни гильдии скобянщиков, организованной в самом начале 18-го века на деньги сэра Роберта Джеффри - председателя гильдии, выходца из низов, составившего состояние на торговле и ставшего лорд-мэром Лондона. Само по себе здание очень интересное - на экскурсии нам рассказали, что построек этого стиля в Лондоне осталось совсем немного. Ранний георгианский стиль, некоторые элементы которого довольно быстро устарели и большинство зданий того времени были обновлены в соответствии с новой модой, а это сохранило свой первоначальный вид. Когда богадельня была только основана, этот район - Хокстон - был деревней, зеленым пригородом Лондона, его и выбрали потому, что здесь можно было приобрести большой участок земли задешево. Но уже в 19-м веке город расширился, и призреваемые старушки - ибо соотношение мужчин и женщин среди пенсионеров составляло 1 к 12 - оказались жителями самого что ни на есть рабочего Ист-Энда. Соседи старушкам досаждали - выкидывали свой мусор через ограду в чистенький сад богадельни, скандалили и непотребно себя вели, и в начале 20-го века богадельня переехала в совсем другое место. А здание осталось. Жители района подали петицию с просьбой сохранить место, причем даже не историческую постройку, а просторный ухоженный сад - в районе оставалось не так много зелени. Кстати, сначала сад был засажен липами, но они не выдержали загрязненного воздуха Лондона 19-го века, и были заменены другими деревьями. Выжили всего две липы, где-то в углу.
Сначала в бывшей богадельне устроили музей старинной мебели - Хокстон как раз был районом мебельщиков, и музей должен был помочь в сохранении традиционных технологий и качества изделий. Потом его преобразовали в музей быта среднего класса. Сейчас большую часть основного здания занимает анфилада комнат, каждая из которых представляет определенную эпоху в истории английского интерьера. Все вещи подлинные, относящиеся к соответствующей эпохе. Трогать экспонаты нельзя - только смотреть, хотя на демонстрационных панелях висят образцы материалов, которые можно пощупать. Массивная мебель, деревянные панели на стенах, простые камины - холл начала 17-го века




Гостиная - конец 17-го века





Середина 18-го


Середина 19-го



Конец 19-го



Количество вещей увеличивается, отделка становится все более замысловатой. На стенах в каждой комнате информативные панели с описанием быта и нравов того времени. Много всяких любопытных мелочей. Я с интересом прочитала, что включала в себя "вежливость" викторианской эпохи. Особенно понравилось вот это:
Правильно прожитая жизнь, Чарльз Коуп


Вот он - чистый, ничем не замутненный идеал женщины. Аккуратная, скромная, с детьми и при деле. Дети тоже заняты полезной деятельностью, а не какой-нибудь фигней. Хочу найти репродукцию и повесить на стену, чтоб напоминала иногда, что надо и семьей-домом заниматься.
Потолок часовни


В музей Джеффри мы приехали не просто так. Некоторое время назад они открыли после полной реставрации старое крыло здания, в котором полностью восстановили интерьер богадельни. Интерьер - громко сказано. На самом деле это всего 2 комнаты - одна 18-го, другая 19-го веков, и вдобавок к ним лестница, коридоры и подсобные помещения. Пускают туда только в определенные дни, всего пару раз в неделю, с экскурсией в строго определенное время. На эту-то экскурсию мы и хотели попасть. Кроме нас, пришли всего несколько человек, в основном пенсионеры :)) Вел экскурсию гид такого же преклонного возраста - шутил, что посмотрел новые здания богадельни и нашел их вполне подходящими, так что если есть желающие - он вполне может их рекомендовать. Интересна история реставрации. В начале 20-го века крыло - оно было еще жилое в то время -  полностью модернизировали, а когда было принято  решение о восстановлении оригинальных интерьеров, все новое было убрано и с нуля, используя  оригинальные технологии - включая краски и отделочные материалы - скрупулезно все старое вернули. 
Комнаты я не фотографировала - то ли забыла, то ли нельзя было, но вот фото с сайта музея.
18-й век



Комната довольно просторная, газа нет, свет - от свечей, тепло от камина, на котором и готовили еду. Сбоку в углу кровать.
- Скажите девочке, чтобы не задувала свечи! - попросила меня гид. - У нас для этого есть специальные candle snuffer.


И пояснила, заметив мое непонимание: - Воск разбрызгивается.
Все присутствующие пенсионеры согласно закивали.

19-й век



Газ, безделушки и фотографии того периода, кровать дорогая для того времени - в  архиве музея  сохранился чек от покупки кровати одной из пенсионерок (!), фирма-изготовитель  все еще действует и кровать была заказана и выполнена по той же  технологии.

В начале 20-го века в здании провели водопровод - в полуподвальном этаже были туалетные комнаты, однако готовить приходилось все так же в камине, поэтому многие жители покупали готовую еду, а  для Sunday roast мясо относили в местную пекарню, где его запекали по заказу.
- Нам тоже до недавнего времени приходилось так делать! - засмеялась одна из женщин в нашей экскурсионной группе, откуда-то из английской провинции. - У нас не было нормальной плиты.
- Да? А как вы узнавали, что это действительно ваше мясо приготовили? - поинтересовалась гид.
- Никак. Просто верили.

Комнаты показались мне довольно просторными. Жили в них обычно одинокие пенсионеры, но иногда оказывались и целые семьи, в несколько поколений. Жили подолгу, чуть ли не десятками лет. Сначала это были члены семей - чаще вдовы - тех самых скобянщиков, членов гильдии, впоследствии - просто немощные, бедные люди. Одинокие женщины составляли большинство, причем среди них больше всего было бывших гувернанток и воспитательниц - с возрастом они оказывались никому не нужны, а денег им платили немного, и скопить на старость удавалось далеко не всем. После смерти, как оказалось, похороны проводились за счет прихода, к которому относился пенсионер, одинокие люди - по месту рождения. Вещи распродавались, чтобы покрыть расходы на отправку тела и организацию похорон. Конторы, которые занимались этим - were undertaking все хлопоты - отсюда началось использование  "undertakers".  для обозначения похоронных дел мастеров.

К 12-ти с богадельней мы закончили, однако близилось время обеда. С другой стороны, мне еще хотелось посмотреть сады музея, ну и с третьей - начал покапывать дождь.
Поэтому мы заглянули в музейное кафе.



Сначала наше внимание привлекли тортики.
Морковный торт (carrot cake) - мы просто обязаны были его попробовать.


Double fudge (?)


Объедение! За окном тем временем полил дождь



Поэтому мы посидели немножко, потом еще немножко... Заодно пообедали, а когда поняли, что если не встанем сейчас же, то останемся там до полдника, собрали волю в кулак и пошли искать выход в чудесный садик. Вход туда был с торца здания, мимо надгробий бывших жителей богадельни





Очаровавшая меня табличка



Knot garden - http://en.wikipedia.org/wiki/Knot_garden - формальный сад эпохи королевы Елизаветы 1, организованный в виде высаженных в сложные узоры ароматных трав.









Последний взгляд на красоту


P.S. Умная собачка Соня Шурра на самом деле не так уж догадлива. Лишь в процессе написания поста до меня дошло, почему осмотр реконструированных помещений богадельни так строго ограничен - лишь группы в сопровождении сотрудника музея. Из текста поста непонятно, но дело в том, что основная экспозиция организована в виде длинного коридора, в который открываются комнаты каждой эпохи. От коридора комнаты отгорожены веревочкой, т.е. войти в них и тем паче потрогать экспонаты нельзя, можно только осмотреть на расстоянии. Реконструкция же выглядит иначе - посетители заходят в комнаты, могут приблизиться, рассмотреть вплотную, чуть ли не обнюхать все вещи. Разве что потрогать нельзя. А ведь экспонаты - подлинные вещи той эпохи. Как сказали бы в России "все держится на соплях", гид говорила иначе " things are extremely fragile", отсюда и постоянное присутствие сотрудника, который не столько рассказывал, сколько наблюдал за посетителями и отвечал на вопросы. Рассказ был раньше, перед тем, как мы вошли в помещения.
Около 12-ти, почти придерживаясь плана, мы выдвинулись из Хокстона к следущей цели. О, что это была за цель!

Продолжение следует.

london 2012, путешествия

Previous post Next post
Up