15 сивана 5775г. / 2 июня 2015г., вторник.
Сегодня будем долго и упорно подниматься на северный берег.
Рано утром встаём, я сворачиваю палатку, вот она, кстати, на ней подвешен пермит, и собираем вещи.
Я проверяю, ничего ли не забыли в железных ящиках для еды, мусора и использованной туалетной бумаги. Этих ящиков два, но мы пользовались только одним, у нас еды немного. На всякий случай открываю и второй. А там вот такое богатство!
Но то, что для одного богатство, для другого ценность нулевая. Я не пью некошерное вино. Мне это ни к чему. Богатство остаётся для тех, кто здесь будет ночевать. А мы покидаем палаточный лагерь.
Подходим к Фантом Ранч. Это что-то вроде хостеля. Вот такие стоят там домики, они построенны в 20е годы 20в. Обстановка в домиках довольно спартанская, судя по описанию, и удобств в домиках нет. Тем не менее, места в Фантом Ранч бронируются чуть ли не за год, несмотря на недешёвую, по меркам хостелей, цену. Все грузы в Фантом Ранч доставляются на мулах. Если кто-то хочет там пообедать, то он должен заказать обед заранее.
Мулы уже стоят наготове. Сегодня им предстоит долгий подъём на южный берег. (Нам с ними не по пути - у нас ещё более долгий подъём на северный берег).
Я замечаю телефон-автомат. Автомат какой-то странный, я не вижу прорези для монет или для магнитной карточки. Я звоню по старой доброй 012card, оказывается, она ещё работает, а я ещё помню пароль.
Ещё около Фантом Ранч ведутся строительно-ремонтные работы - ремонтируют водопровод. Лежат стройматериалы, оборудование, маленькие строительные машинки. Грузы были доставлены на вертолёте.
Заходим в столовую-буфет Фантом Ранч, чтобы отправить письмо. Там висит своеобразный почтовый ящик.
И тут я совершаю роковую ошибку. Уже бросив конверт в ящик, я замечаю, что на столике лежат штемпели. Я для баловства штампую пермит, который больше не нужен.
Потом уже оказалось, что свои письма надо штамповать самому, а я этого не сделал, и мне пришёл конверт с самым обычным штампом.
Мы выходим в дальний путь. Расстояние указано в милях.
Несколько слов об этой тропинке - North Kaibab Trail. Индейцы здесь ходили издавна. В начале же 20 века, когда в Гранд Каньоне развивается туризм, два предпренимателя, Вули и Давид Руст, обустраивают тропинку, в 1906 строят туристический лагерь, который впоследствии стал Фантом Ранч, а в 1907 году налаживают переправу через реку Колорадо по канатной дороге, о чём я уже писал. Впоследствии тропа неоднократно улучшалась и достраивалась. В 30х годах в верхней части каньона была построена новая тропа, однако старая часть тропы существует и поныне, и она называется Old North Kaibab Trail. Она намного сложнее. Когда шли, я не заметил ответвления на старую тропу.
Важно отметить, что на протяжении тропы есть несколько мест, где можно набрать воду. Таким образом, можно не нести с собой большой запас воды на день, а можно взять поменьше. Но и не слишком мало - это очень важно!
Идём по глубокому ущелью вдоль ручья Брайт Анжел Крик.
Это место, где ручей течёт в узком ущелье, называют The Box.
Солнце уже поднимается, но в ущелье глубокая тень, поэтому ещё совсем не жарко и идти легко. Этот участок почти горизонтальный.
Ящерица эта называется, если я не ошибаюсь, desert collared lizard - ошейниковая пустынная игуана.
Вдоль ущелья тянется старая телефонная линия, точнее, её остатки.
Некоторые столбы по-прежнему стоят гордо и прямо. Кое-где даже сохранились стеклянные изоляторы.
Другим повезло меньше.
Теперь стало понятно, откуда взялись странные конструкции из труб в палаточном лагере :)
Памятный знак в честь трансканьонной телефонной линии, построенной в 1935 году. Находится около Фантом Ранч.
Но солнце поднимается всё выше и выше, сначала освещая горы наверху, но потом его лучи достигают и дна. А тропинка начинает подниматься.
Это, возможно, Clement Powell Butte.
На другой стороне ущелья мы видим водопад - Ribbon falls, к нему идёт тропинка через мостик, до водопада идти полкилометра, но уже жарко и мы решаем туда не ходить.
Посмотрели на водопад издали.
Продолжаем идти, поднимаясь по ущелью. Столбы старой телефонной линии нас по-прежнему сопровождают.
Над ущельем возвышаются горы причудливой формы.
Театр Советской Армии.
Вот они вместе.
Мы доходим до Cottonwood Camp, это означает, что прошли уже половину пути в длину, но поднялись только на четверть. Помимо палаточного лагеря, там есть ещё домик рэнжеров и место для отдыха путешествующих днём - скамейки, деревья, дающие тень, туалет, кран с водой. На скамейках и возле валяются трупы путешественники, переходящие через каньон. Присаживаемся и мы. Уже полдвенадцатого, а идти в жару с 10 до 16 не рекомендуется. Сидим, пережидаем жару. Сидим, лежим, едим, пьём воду... Через два часа нам всё это надоедает и мы решаем, что поёдём потихоньку, несмотря на жару.
Проходим по тропинке мимо палаточного лагеря и продолжаем идти вдоль ущелья, постепенно поднимаясь.
По ущелью течёт ручей, обычно он где-то далеко от тропинки, но иногда мы его видим рядом.
Жарко, идти тяжело. Делаем остановку. Продолжаем идти.
Вдруг показывается ферма моста. Мост, к сожалению, не железнодорожный :)
Переходим его и оказываемся у Manzanita rest house - это значит, что мы прошли следующий участок пути! Тут есть кран с водой, туалет, скамейки, а также домик рэнжеров или работников насосной станции, о которой скажу чуть дальше. На более старых картах это место называеся Roaring Springs Residence или Pump House Ranger Station. Ранее здесь работала маленькая гидроэлектростанция, снабжающая электричеством северный берег и насосную станцию. С 1973 по 2005 год здесь вместе с семьёй жил художник
Брюс Айкен, который был также работником национального парка и обслуживал насосную станцию. Говорят, что автоматизация сделала его должность ненужной, поэтому он и уехал отсюда.
Посидели, отдохнули до половины четвёртого, пошли дальше. Поднимаемся по тропинке и замечаем, что уже не так жарко. Мы поднялись уже существенно, и, к тому же, солнце снижается.
Поднимаемся вдоль ущелья.
Встречаем гремучую змею (rattle snake).
Вот она язык высовывает. Извините, тут нерезко. Видимо, у меня руки дрожали от страха :)
Выходим к источнику Роаринг Спрингс, стекающему водопадом.
Здесь находится насосная станция, она не очень видна, но кое-что можно углядеть.
Линия электропередачи с северного берега к насосной станции.
Воду из Роаринг Спрингс стали качать и подавать на северный берег в 1928 году. На ручье была построена небольшая дамба и маленькая гидроэлектростанция, которая подавала электричество на северный берег и на насосную станцию, находящуюся здесь же.
В 1966 году была проложена водопроводная труба на южный берег, однако она вскоре была повреждена наводнением и восстановлена только в 1970г. Труба закопана в землю, но её можно разглядеть у Серебряного моста, где она проложена над рекой Колорадо. Вода подаётся самотёком до Индейского Сада (это такое место на тропинке, спускающейся с южного берега, но мы по ней не шли), далее насосы качают её на южный берег. В 1979 году была построена новая насосная станция.
Подробнее о современной системе водоснабжения рассказывает сам Брюс Айкен (нужно пролистать до 6й страницы),
здесь имеется схема водоснабжения, и
в этой статье рассказывается история водоснабжения гранд Каньона.
На этом сайте утверждается, что гидроэлектростанция до сих пор снабжает электричеством гостиницу на северном берегу, однако другие источники говорят о генераторе в прошедшем времени.
От тропинки отходит ответвление к Роаринг Спрингс, где также находится место для отдыха и есть вода. Это недалеко, но нужно спускаться, а потом подниматься обратно, и мы решили туда не ходить. Важно заметить, что на картах отмечено, что там можно набрать воду,и это может сбить с толку - ведь это совсем не рядом с главной тропинкой! Так что заправляться водой следует на Манзаните, иначе придётся ещё прогуляться до Роаринг Спрингс за водой! Хорошо, что у нас есть достаточно воды.
Так что решили мы от главной тропинки не отклоняться и пошли подниматься по ней дальше.
Здесь идёт слой красного известняка - redwall limestone. Не знаю, как это грамотно переводится.
Крепость.
Поднимаемся… подниматься будем ещё долго
Крепость уже ближе, а солнце ниже.
Тропа поднимается по ущелью - Роаринг Спрингс Кэньон. Как видите, цвет камней опять поменялся на серый.
И опять цвет красно-розово-коричневый. Солнце всё ниже, до темноты мы скорее всего не выйдем, я решаю сфотографироваться. Идём мы, вообще-то, в противоположном направлении. Мне, конечно, хочется сделать победный снимок по завершении героического подъёма, да, видать, не судьба. Ну так хотя бы здесь!
Замечаем вдали мостик через ущелье, идём по тропе к нему. Этот мостик - The Bridge in the Redwall - был построен в 1966 году, после того как необычно сильные дожди вызвали наводнение, которое значительно повредило тропу, и её пришлось восстанавливать.
Переходим мостик, поднимаемся дальше.
Вершина склона уже видна, казалось бы, должны были бы выйти к Супайскому туннелю, но его всё нет. Рюкзак всё тяжелее и тяжелее, мы делаем остановки всё чаще и чаще.
Вот тропа, по которой мы поднялись. Сколько же ещё подниматься?
Вот, наконец, и Супайский туннель. Несмотря на громкое название, он совсем короткий, можно сказать, проход, пробитый в скале. Его пробили в начале 30х годов, когда строили новый участок тропы, про который я писал в начале.
За туннелем находится площадка для отдыха. Есть кран с водой и, вроде бы, туалет. И висит термометр. Уже не жарко. Скоро зайдёт солнце.
А ещё мы замечаем следы мулов. С северного берега проводятся поездки на мулах до площадки у Супайского туннеля. Это значит, что дальше дорога будет пыльная, разбитая копытами мулов и с тем, что мулы после себя оставляют.
Тут заходит солнце и становится холодно. Приходится одеваться. Идём дальше, вскоре становится совсем темно. Соответственно наступил следующий день по еврейскому календарю - 16 сивана. Тропинка широкая, по ней можно идти и в темноте, к тому же вскоре восходит полная луна. Но Женя всё равно светит фонариком, не желая вляпаться, ведь по дороге ходят мулы. Потихоньку поднимаемся, рюкзак становится нестерпимо тяжёлым, мы останавливаемся всё чаще и чаще. На очередной остановке нас обгоняет какая-то группа с фонариками. Мы всё идём и идём, видим деревья на противоположном склоне прямо напротив нас, мы уже вровень с ним, но подъём всё не кончается и не кончается. Идём не знаю сколько, и, наконец, выходим на площадку радом с шоссе. Ура! Подъём закончен.
Однако нам нужно ещё найти палаточный лагерь, где у нас зарезервировано место. Это не так далеко, но туда нужно ещё дойти, а в темноте трудно что-либо понять. Выходим к домикам, где живут работники национального парка и где находятся служебные помещения. Но уже очень поздно, людей нет, все спят, работники встают рано, поэтому спросить некого. Крутимся между домиков, находим какой-то указатель, выходим к кемпингу. Понятно, что идти в офис регистрироваться нет смысла, там, скорее всего, закрыто. Теперь нужно найти наше место. Находим участок, где ставятся только палатки (большинство мест предназначено для машин-домов на колёсах), ищу наше место Т-13, но дохожу до Т-6, а дальше идут места для палаток без маркировки. Потом оказалось, что нужно было всего лишь перейти дорожку, а пока что я хожу вокруг мест для палаток и ищу таблички, а их нет. Тогда решаем поставить палатку на свободном месте, благо их много. Ставим палатку, я иду в туалет и по дороге нахожу законно зарезервированное место Т-13. Но переставлять палатку уже нет никакого желания. Варю овсянку, кипячу чай, спокойной ночи!
Здесь следовало бы закончить эту часть отчёта и начать следующую, но я продолжу. Потерпите, уже немного осталось.
16 сивана 5775г. / 3 июня 2015г.
Утром я встаю и иду фотографировать Гранд Каньон на рассвете.
Утром нас никто не побеспокоил из-за того, что мы поставили палатку не там, где нужно, и никто не проверял, заплатили ли мы. Я честно заплатил заранее, но вот вам информация для безбилетников :)
Собираем палатку, я варю овсянку, в срочном темпе доедаем сгущёнку и идём на автобус. Или шатл, кому как нравится. Билет куплен заранее.
Микроавтобус нас уже ждёт. Пассажиров нас всего двое. Должна ехать ещё пара, но они не пришли. Водитель звонит куда-то с телефона-автомата (видимо, мобильный телефон здесь не принимается), но эти пассажиры так и не появились. Водитель предлагает положить рюкзаки в прицеп. Шатл должен забирать пассажиров из двух мест: из гостиницы и из кемпинга (точнее, из трёх - ещё из одной маленькой гостиницы по дороге, но там, кажется, никого не было). Я ожидаю, что сейчас поедем забирать пассажиров из гостиницы, однако приезжает ещё один микроавтобус. В нём уже сидят пассажиры, но их всего только два. Почему-то едут два микроавтобуса, хотя могли бы всех пассажиров посадить в один. Может быть, на обратном пути поедет много пассажиров.
Выезжаем и через четыре с половиной часа приезжаем на южный берег, сделав две остановки по пути.
На этом переход через Гранд Каньон считаю законченным.
Ура!
В следующей части отчёта будут выводы, карты, профиль. Спасибо за внимание!
This entry was originally posted at
http://shurikl.dreamwidth.org/69733.html.