Крепость Арума.

Jun 20, 2010 00:10



וישב אבימלך בארומה
(שופטים ט:מ"א)
    Гора Джабль Эль-Урма, расположенная недалеко от поселения Итамар, - это древняя Арума. Она имеет богатую историю.
    Начнём с тех времён, когда здесь жили ханаанские народы, создавшие укреплённые города-государства в разных местах. Мощно укреплённый город находился и на этой горе, господствующей над окружающей местностью. На путников, идущих внизу, он производил впечатление грозной неприступной крепости.
    В книге "Бемидбар" мы читаем рассказ о том, как Моше посылает разведчиков. Возвращаясь, они рассказывают ему о стране, которую они увидели, и в том числе рассказывают о больших укреплённых городах:

אֶפֶס כִּי-עַז הָעָם, הַיֹּשֵׁב בָּאָרֶץ; וְהֶעָרִים, בְּצֻרוֹת גְּדֹלֹת מְאֹד, וְגַם-יְלִדֵי הָעֲנָק, רָאִינוּ שָׁם.
(במדבר י"ג:כ"ח)(Но силён народ, живущий на земле той, и города укреплённые, весьма большие; также детей великанов мы видели там.)



    Через сорок лет Моше рассказывает народу эту историю и вспоминает о больших городах, укреплённых до небес:

אָנָה אֲנַחְנוּ עֹלִים, אַחֵינוּ הֵמַסּוּ אֶת-לְבָבֵנוּ לֵאמֹר עַם גָּדוֹל וָרָם מִמֶּנּוּ, עָרִים גְּדֹלֹת וּבְצוּרֹת, בַּשָּׁמָיִם; וְגַם-בְּנֵי עֲנָקִים, רָאִינוּ שָׁם. (דברים א:כ"ח)(Куда тут подняться нам? Братья наши расслабили сердце наше, говоря: "народ больше и выше нас, города большие и укреплённые до небес, даже сыновей великанов видели мы там".)
    Далее, Моше в своей речи перед народом ещё раз упоминает большие укреплённые города:

שְׁמַע יִשְׂרָאֵל, אַתָּה עֹבֵר הַיּוֹם אֶת-הַיַּרְדֵּן, לָבֹא לָרֶשֶׁת גּוֹיִם, גְּדֹלִים וַעֲצֻמִים מִמֶּךָּ--עָרִים גְּדֹלֹת וּבְצֻרֹת, בַּשָּׁמָיִם. (דברים ט:א)(Слушай, Израиль, ты переходишь ныне через Иордан, чтобы пойти овладеть народами, более многочисленными и сильными, чем ты, городами большими и с укреплениями до небес.)
    Заметим, что "בשמים" можно понять и как "до небес", и как "в небесах". Действительно, находясь внизу, в долине (это долина ручья Инон, который переходит в широко известный ручей Кана), кажется, что вершина горы находится где-то в небесах.


    В книге Судей мы встречаем упоминание о городе Арума, в котором жил Авимелех:
וישב אבימלך בארומה (שופטים ט:מ"א)
    Я советую не полениться, взять книгу в руки и прочитать 9ю главу книги Судей. Вкратце история такова. Авимелех вступил в сговор с жителями Шхема, и те провозгласили его правителем. После этого Авимелех перебил всех своих братьев. Спастись удалось только самому младшему, Йотаму. Он поднимается на гору Гризим и обращается к жителям Шхема с речью. Он рассказывает притчу о деревьях, которые хотят поставить себе царя. Но ни одно плодовое дерево на соглашается оставить своё предназначение. Только дереза, от которой мало пользы, соглашается занять руководящую должность. Йотам заканчивает эту притчу фразой "выйдет огонь из дерезы и сожжёт кедры". Затем он обращается к жителям Шхема, упрекает их и обещает им гибель в огне. Так и вышло. Жители Шхема бунтуют против Авимелеха, воюют с ним. Авимелех захватывает Шхем, убивает его жителей, разрушает город и засыпает его солью. Оставшиеся в живых жители укрываются в башне, но Авимелех поджигает её, и люди гибнут в огне. Затем Авимелех воюет в городом Тевец (сейчас на его месте находится деревня Тубас), но одна женщина бросает с башни обломок жёрнова и проламывает череп Авимелеху. Чтобы избежать позора (быть убитым от руки женщины), Авимелех приказывает оруженосцу добить его.



Вид с вершины холма. Слева - гора Гризим, на которой находился храм самаритян, на развалинах которого был построен храм Зевса, на развалинах которого была построена церковь. Справа - гора Эйваль с армейскими антеннами. Между ними находится Шхем. Ближе к нам видно поселение Итамар.

Эта история подчёркивает два момента, характерных для данной местности. Во-первых, это сложный рельеф: горы, хребты, долины, направление которых различно, перепады высот. Это отражается и в рассказе: враждующие стороны устраивают засады, людей принимают за тени гор. Во-вторых, это развитое сельское хозяйство:
וַיֵּצְאוּ הַשָּׂדֶה וַיִּבְצְרוּ אֶת-כַּרְמֵיהֶם, וַיִּדְרְכוּ... (שופטים ט:כז) (И вышли в поле, и обирали виноградники свои, и давили виноград…) Это также находит отражение в притче о деревьях.
    Арума упоминается в этой истории (и в Танахе в целом) всего один раз. Некоторые комментаторы полагают, что во фразе
" וַיִּשְׁלַח מַלְאָכִים אֶל-אֲבִימֶלֶךְ, בְּתָרְמָה" (שופטים ט:לא) Тарма - это название места и это также Арума. Другие считают, что בתרמה означает "тайно".
    Примечательно, что при раскопках древнего Шхема (Тель Балата) был обнаружен слой, свидетельствующий о разрушении города во второй половине 12в. до н.э., что согласуется с упомянутыми событиями в книге Судей. После разрушения Шхем лежал в развалинах более ста лет.
    Вернёмся к Аруме. Во времена правления Хасмонейской династии в конце 2 в. до н.э. здесь строится мощная крепость. Крепость контролирует дорогу, ведущую из столицы самаритян на горе Гризим в крупный еврейский город Акрабе (сейчас - арабская деревня Акрабе). Некогда важная дорога существует и поныне в виде узкого шоссе с разбитым асфальтом и очень редким движением. Тогда же крепость стояла на границе еврейского и самаритянского районов. Граница эта была неспокойной.



Долина вади Инон и дорога, ведущая в Акрабе.

При правлении Ирода назначение крепости несколько меняется. Ирод стремится установить сильную власть на местах, стараясь избежать бунта. Самаритяне уже были подавлены Йохананом Гирканом и не представляли столь значительной силы. Зато разрослось еврейское население в уже упомянутом районе с центром в городе Акрабе. Ирод стремится отделить евреев Галилеи от евреев Самарии, а главное, Иеудеи. Границей раздела являлась линия Кейсария - Себастия. На её продолжении стояла крепость Арума.
    До нашего времени дошли огромные водосборные ямы, характерные для хасмонейских крепостей. Всего этих ям десять, их суммарный объём превышает объём ям крепостей Док и Кипрос, вместе взятых. Самая большая яма имеет размеры 25x12x10 метров. Из всех хасмонейских крепостей водосборные ямы такого размера имеются только на Массаде. Внутри ям обнаружено два слоя штукатурки, один из них датируется 1м веком до н.э., а другой - 1м веком н.э. Кроме того, здесь были найдены монеты времён Шимона Маккавея, Йоханана Гиркана и Александра Яная.
    Года два назад арабы проложили дорогу по северной части холма, что нанесло тяжёлый ущерб археологическому памятнику. Был полностью разрушен водовод, собирающий воду в ямы. Обнажились входы в некоторые ямы, доселе неизвестные археологам, и стена водосборного бассейна.

Фотографии были сделаны во время экскурсии 13 февраля 2009г. / 19 швата 5769г. Пусть вас не смущает буйная зелень зимы. Летом всё выглядит несколько иначе.


Вход в водосборную яму.



Вход в другую водосборную яму.

Кстати, что здесь написано?



Внутри водосборной ямы.



Внутри водосборной ямы.



Остатки водовода.



Водовод.



Стена водосборного бассейна.



Стена водосборного бассейна.



Остатки городской стены.





Участники экскурсии. На заднем плане Гиват Алумот (район Итамара / форпост - кому как нравится).


Между тем, в промзоне Баркана падает ракета разгорается пожар.


Долина вади Инон. Слева вдали виден Гиват Алумот, справа вдали - башня, с которой видны три моря - מצפה שלושת הימים


Вид с вершины холма. На горе слева - поселение Ицхар, на горе справа - поселение Хар Браха.


Между тем, пожар разгорается всё сильнее.


Источник Эйн Нерия.


О крепости Арума писал также 777_itamar.

Массовый поход в крепость Арума состоится в пятницу
13 тамуза 5770г. / 25 июня 2010г.

Замысел организаторов состоит в том, чтобы привести несколько групп разными маршрутами одновременно на гору и собрать всех вместе в водяной яме и открыть краны .
Объявление вывешено здесь, можно посмотреть ешё и здесь . Кстати, в кадр попал ваш покорный слуга.

хасмонейские крепости, путешествия по израилю, самария

Previous post Next post
Up