Последний год постоянно приходится натыкаться на всякие происшествия, связанные с газом, и писать о них. Хотя работа с газом и управление газовым хозяйством никогда не были главным моим занятием, но в силу других занятий, не менее «интересных» и связанных с газом, много чего могу порассказать... И вот, после трагической истории, отмеченной в статье «
Взрывной характер русского раздолбайства», новые ЧП, случившиеся в самый день Победы.
На этот раз рванул газовый баллон на крыше рейсового автобуса в Москве. Фото позволяют сделать вывод о том, что же произошло.
Рейсовый автобус № 745 был пустым, и находился недалеко от станции метро «Речной вокзал», когда неожиданно взорвался баллон на крыше. Тут надо оговориться о том, что за баллоны стоят на этих машинах. Почему они на крыше? Ведь в легковушках, Газелях, газовые баллоны стоят внизу?
Всем известно, что некоторые машины ездят «на газу». Легковушки, в частности, переводили на газ еще 30 лет назад. Использовалась пропан-бутановая смесь, та же самая, что и в бытовых баллонах. Для этого в автомобиль устанавливается специальное оборудование. Газ в этом случае подается в систему питания вместо бензина. Возможность работы на бензине сохраняется. Но все это касается бензиновых двигателей, где поджиг смеси производится от свечи зажигания.
Параллельно с разработкой этих систем, проводились эксперименты по питанию от газа дизельных двигателей. Тут все сложнее − в дизелях смесь воспламеняется то сжатия. Газ от сжатия (по крайней мере, той степени, которая достигается в дизелях) воспламеняться не будет.Поэтому такие системы, которые были внедрены на грузовом транспорте достаточно давно, еще в советское время, работают на ином принципе. Газ не заменяет соляру, а используется совместно с дизельным топливом, существенно снижая его расход. Соляра выполняет роль «запальной дозы» и ее впрыскивается втрое меньше, чем при работе обычного дизеля. Собственно, возможность работы только на соляре, без газа, у такого двигателя сохраняется.
И главное − здесь, в отличии от бензиновых двигателей, используется природный газ, а не пропан-бутановая смесь, и не сжиженный, а сжатый до 150 атм. В чем их отличие, я подробно и доступно (судя по френдам, видимо еще и интересно) изложил в прошлой статье «
Взрывной характер русского раздолбайства». Почему природный газ? Во-первых, он дешевле, во-вторых, на морозе сжиженный пропан-бутан испаряется много хуже, и вообще у пропан-бутановой смеси множество недостатков, конденсат, и т.д. А вот единственный, пожалуй, недостаток использования природного газа − тяжелые баллоны (пустой баллон весит что-то килограмм 70) не очень проявляется на тяжелой технике − больших грузовиках, автобусах, которые итак весят дофига.
Так что же произошло? Посмотрим на фото. Следов возгорания нет, и соседние баллоны целы. Видимо, произошел разрыв баллона, и это был взрыв, вызванный давлением газа.
Если бы в баллонах была пропан-бутановая смесь, жидкость вытекла бы и начала интенсивно кипеть. Газом было бы окутано все пространство, причем более тяжелый чем воздух, он скопился бы внизу и воспламенение было бы неизбежно. А если бы попал на людей − возможно было бы и обморожение.
Здесь же, после разрыва баллона, природный газ, будучи ощутимо легче воздуха, моментально ушел вверх и рассеялся в атмосфере. Отсюда и отсутствие воспламенения.
Я уже хотел написал, что баллон, похоже, разорвало от дефекта литья. Но, приглядываясь к фото, можно сделать неожиданный вывод, что баллон, похоже ...пластиковый!
© РИА НОВОСТИ/Максим Блинов
Действительно, на границе разлома видны волокна, объяснить наличие которых, если бы баллон был, как это положено, стальной, никак нельзя. Может быть это металлопластик?
В любом случае, при всех достоинствах газа, что сжиженного, что под давлением, опасность его использования в общественном транспорте налицо. Вот, многие аналитики предсказывают эру газообразного топлива, которая придет на смену эпохе жидкого. Как жидкое топливо вытеснило твердое, т.е. нефть и ее продукты вытеснили уголь, двигатель внутреннего сгорания пришел на смену паровому, так и газ в скором времени вытеснит нефть. Я с этой теорией, в целом согласен. Вот только над безопасностью еще работать и работать.
Вообще газ − штука коварная и капризная...