Пока сегодня в Норвегии наш гарант будет делить шельф вокруг Шпицбергена вспомним одного из героев этой холодной войны. Того, с которого, собственно, и начался нынешний раунд переговоров, капитана непокорного траулера «Электрон» Валерия Яранцева. И очень хочется верить, что в Норвегии за права России Медведев будет бороться так же непримиримо и стойко как этот русский рыбак!
Термины не важны
Валерий Владимирович, это был Поступок?
Назовите мое решение, как хотите: прорыв на Родину, неравный бой, русский бунт... И попрошу не считать мой поступок трусостью и бегством. Я принял решение и вместе с экипажем траулера бился за него до последнего.
На суде меня, капитана рыболовецкого флота, пытались опозорить, прилепив клеймо «браконьер». Я никогда не делал ничего того, что вкладывается в смысл этого слова. Все, кто знает меня, скажут: Яранцев не занимается мелкотой, он работает только по крупной рыбе.
Ломясь
в открытую дверь
Как начиналась эпопея?
Траулер «Электрон» ловил рыбу в международных водах, свободных от признанного статуса норвежской экономической зоны. Координаты я помню до сих пор, спустя даже четыре года: 76 градусов 30 минут северной широты и 39 градусов 15 минут восточной долготы (плюс-минус пять миль). В этой точке мира действуют Международная конвенция о рыболовстве в Северо-Западной Атлантике, Конвенция об открытом море и Парижский договор о Шпицбергене 1920 года. Все! Больше никаких юридических документов, регламентирующих промысел в этих водах, нет. Есть только некие потуги, предпринимаемые в одностороннем порядке: распространить на этот район Шпицбергена законы континентальной Норвегии.
15 октября 2005 года утром после подъема трала на «Электроне» появились норвежские инспекторы рыбоохраны и береговой охраны.
Сначала претензия к нам была одна: почему не подали заявку на вход в 200-мильную рыбоохранную зону Шпицбергена, установленную по королевскому указу с 1 января 2003 года? Но в связи с тем, что Россия этот район такой зоной юридически не признала (как не признал и никто в мире), то никаких заявок на промысел там от нас никогда и не поступает.
Кстати сказать, в договоре по Шпицбергену многие обращают внимание только на строку «признать полный суверенитет Норвегии над островами», не обращая внимания на ее продолжение: «...при условии выполнения всего договора». То есть я как капитан имел полное право не пускать норвежских инспекторов на борт траулера «Электрон». Но в силу сложившейся практики пошел им навстречу, не желая создавать осложнений и препятствий к дальнейшему промыслу. Хотите проверить - проверяйте...
Когда в свободных водах родился этот обычай?
Первая попытка захапать богатейшие рыбные угодья была предпринята Норвегией еще в 1977 году. Но Северный флот на два месяца послал к Шпицбергену военный корабль, и норвежцы притихли. А навстречу «Электрону» даже пограничного катера не выслали... Норвежская экспансия не находит достойного отпора!
То, что в одностороннем порядке декларирует Норвегия, не подпадает под узаконенное международное положение о деятельности на море. Между Россией и Норвегией никаких соглашений насчет этой «зоны» нет. Поэтому мы не можем нарушать то, что не подписывали.
Норвежский лапоть на русской ноге
Чем привлек инспекторов именно «Электрон»?
Мне был задан вопрос: не работал ли я на этом судне в мае? Нет, не работал. Этот рейс был моим первым рейсом на «Электроне» и вообще первым промыслом под флагом фирмы «Коре». Дальше началась проверка, которая закончилась фактически провокацией. Мне вручили заранее заготовленный акт, датированный предыдущими сутками: 14 октября 2005 года. Лишь позже, когда стали всплывать документы этих дней, выяснилось, что это была только верхушка айсберга.
Выходит, все происшедшее не было случайной «накладкой»?
В этот день к работе приступило новое правительство Норвегии. Полагаю, что именно к этому событию была приурочена морская спецоперация, в ходе которой предусматривался арест трех российских траулеров в так называемой 200-мильной рыбоохранной зоне Шпицбергена. Первым возле острова Медвежий был арестован траулер «Капитан Горбачев». Второй целью спецоперации стал транспортный рефрижератор «Дмитрий Покрамович». Третьей мишенью - траулер «Электрон». На все три судна норвежской стороной были заготовлены акты, датированные 14 октября. Меж тем задержание российских рыболовных судов в районе архипелага Шпицберген, исходя из Договора о Шпицбергене от 1920 года, Конвеции ООН по морскому праву от 1982 года и позиции России в отношении правового статуса Щпицбергена, является неправомерным. К «Электрону», видимо, еще с весны были какие-то вопросы, и он попал в некий «черный список» Поэтому при первом же удобном слу чае норвежцы прибегли к репрессивным мерам.
Вас как-то легко нашли в море Высокие технологии?
Нас сдали в России, сообщив норвежцам координаты траулера иначе им было бы попросту не найти «Электрон» в открытом море. 15 октября рано утром к нам подошел норвежский корабль береговой охраны «Тромсё» с группой инспекторов. В четыре часа утра мы приняла их на свой борт, подняли трал, легли в дрейф, и проверка началась...
Главной претензией, занесенной в акт, была мелкоячеистая сеть, находившаяся на борту траулера Норвежцы для лова в этом районе требуют, согласно договоренностям работу тралом с размером ячеи не менее 135 мм. А здесь инспекторы намерили 108 мм, а также занесли в акт что один из стропов был меньше размером, чем положено... Дель и селективную решетку, «сортирующую» рыбу по размеру, мерили в течение четырех часов, словом, за уши подтягивали ситуацию к криминалу.
Чувствовали неладное?
Проверка шла в течение шести часов. Потом еще четыре часа норвежцы совещались. Я уже собирало ставить трал, но процедура непонятно затянулась. В конце концов траулеру велели следовать в норвежский порт Тромсё для разбирательства А мне предложили «сотрудничество». Это слово меня царапнуло, поскольку в русском языке у него есть определенный подтекст. И я понял что в норвежском - тоже. Можно так «насотрудничать», что государственная граница России стронется со своего места на восток...
В общем, мне предложили не сопротивляться и подчиниться. Ошибка в смысле была исключена - переводчики все артикулировали точно Я отказался, мотивируя свое решение тем, что предъявленный мне акт датирован неверно.
Во времена СССР таких проблем не возникало...
Раньше такие вопросы решались просто. У нас был Комитет рыбного хозяйства. Был начальник промыслового района. Капитану было достаточно послать одну радиограмму, очень скоро появлялась нота МИДа, и ситуация рассасывалась. Новые времена - новые нравы.
Спецоперация: шум на море
Что вы предприняли далее?
Согласно закрытой инструкции, в 19.15 дал радиограммы в несколько адресов. Вот их текст: «15.10. 05 с 03.50 по 18.50мск проверены судном норвежской береговой охраны ^У313 «Тромсё». За выявленные нарушения было предложено следовать в порт Тромсё, Норвегия. Акт не подписан. Предписание вручено 18.50 мск. При этом изъяты промысловый, судовой журналы, паспорт моряка капитана, свидетельство права плавания под флагом РФ. В противном случае судно будет взято на буксир. 68 КМ Яранцев».
Спустя минуту, в России знали ситуацию с «Электроном». В этот момент к нам подошел заранее заказанный танкер. Нашему траулеру требовалась бункеровка. Попросил у норвежцев разрешения на перекачку топлива, потому что двигаться куда-либо мы не могли. Нам предложили буксировку - я отказался.
Погода пока стояла тихая, но ожидалось ухудшение метеообстановки: прогноз на 16 октября был скверный - надвигался шторм. Норвежцы об этом, конечно, тоже знали: путь до Тромсё неблизкий - двое с половиной суток, да при сильном волнении моря...
Бункеровку «Электрону» разрешили. Кроме инспекторов на борт поднялись норвежские военнослужащие. Оружия в их руках не было (это было бы вопиюще), но в чемоданчиках, думаю, могло быть что угодно. Они ведь тоже не дети...
Утром 16 октября мне заявили открытым текстом: траулер арестован. Никаких слов о сотрудничестве я больше не слышал. Все обозначилось предельно четко и ясно. Яснее некуда.
Ваша линия поведения определилась сразу?
Тогда я, конечно, еще многого не знал, думая, что все происходящее - обычная проверка с большей или меньшей долей неприятностей и придирок. Я вел себя как нормальный капитан, не согласный с претензиями и действиями норвежцев, с их субъективными действиями, с практикой регулярных и откровенных накатов на российские траулеры. Ведь нас такой политикой фактически выжимают с моря, не имея на то никакого права. Грубый нажим силы в мягкой оболочке приличий. Кстати замечу, что русские и норвежцы уже многие века хозяйствуют в этом районе и, видимо, односторонняя борьба за влияние перешла в решающую стадию... Это мое видение проблемы.
Оно подтвердилось?
Лишь позднее, уже на суде, из разговора с норвежскими военнослужащими, с командиром корабля береговой охраны Норвегии КУ Тготзо Ярле Видеволдом я понял, что это была спецоперация, целью которой был арест группы российских судов и, соответственно, громкий международный скандал, выгодный новому кабинету министров Норвегии для создания имиджа. Да, шум на море случился, но не такой, каким его планировали норвежцы.
Получив от норвежцев прямой приказ следовать в порт Тромсё, я отправил на берег радиограммы с просьбой пояснить, не вошла ли Россия в состав королевства Норвегия, так как мы находились к тому моменту на промысле уже в течение почти трех месяцев и фактически жили в информационном вакууме. Если нет, то я, имея на флагштоке траулера российский флаг, подчиняюсь законам России. Эта радиограмма ушла в Комитет по рыболовству РФ, в офис судовладельца, в управление морской погранслужбы Мурманской области. Ответила только фирма: «Сведений не имеем». Все стало понятно. Решение мной было принято. Оно не было спонтанной вспышкой гнева, как не было эмоциональным жестом человека, загнанного в угол. Я, поставленный перед выбором между наглым унижением и возможностью честной борьбы за свою законную свободу, полностью осознавал свою правоту. Это решение - еще и от поморской гордости и независимости, мы никогда и ни перед кем шею не гнули...
Когда началось «выдавливание» нашего флота из традиционного для нас промыслового района?
В 1998 году норвежцы с использованием вертолетов высадили десант на группу из 50 российских судов, работавших у Медвежки, и попытались впервые закрыть район. Потом прижилась тактика перманентного давления: инспектора, подымаясь на борт с проверкой, тянули время, мешали работать, изобретательно находили поводы для претензий. И пока не срежешь «мешок» с российской ячеей 125мм, не отцепятся.
По норвежским канонам ширина ячеи должна составлять 135 мм. Как рыбак скажу, что можно поставить ячею хоть в 200 мм, но если косяк рыбы плотный, то трал набьет без разбора по величине особей. Правила, кстати, допускают добычу пятнадцати процентов маломерной рыбы. И особо замечу, что в районе Шпицбергена совершенно незачем использовать запрещенную ячею: мелкой рыбы там нет. Да и уважающий себя капитан мелочевкой заниматься не станет, как бы ни складывался лов. Ему дороже честь...
Штормовой марш «Электрона»
Вы пытались сообщить о случившемся?
После приказа двигаться в Тромсё «Электрон» в сопровождении фрегата КУ Тготзо в 11 часов 16 октября двинулся на юг. Этот курс позволял до определенного момента идти как в Тромсё, так и в Мурманск. В это время я попытался связаться с береговой охраной России. Поправить ситуацию и увести ее от экстремального развития событий могла совместная российско-норвежская проверка на борту «Электрона». Поэтому я искал встречи с российским патрульным кораблем. Запрашивал открытым текстом, без крипта.
Телеграммы шли одна за другой: «18.00мск 16.10.05, координаты 74°52,6' северной, 36°9,9' восточной, меня атакуют вертолет норвежской береговой охраны и судно АУ313 «Тромсё». КМ Яранцев», «24.00мск 16.10.05, координаты 74°46' северной, 39°39' восточной, курс 85, скорость 9 узлов, переход по указанию судовладельца. КМ Яранцев», «18.15мск 17.10.05, координаты 73°26,4' северной, 4Г36,7' восточной, ИЭЗ РФ, сопровождает \У313, подошло второе военное судно Норвегии, облет самолетом Норвегии. Угроза захвата. Прошу помощи. КМ Яранцев ».
- Ответили?
- Никто. Лишь судовладелец сообщил официальный ответ властей: ни одного патрульного судна России в нашем морском секторе нет, и выйти в море никто не имеет возможности. Тем временем мы, следуя курсом на юг, уже приблизились к норвежской экономической зоне, где действует совершенно иная юрисдикция. После этого я во второй раз, уже письменно (диктуя текст),
заявил норвежцам морской протест о незаконных действиях, отказавшись выполнить незаконное требование военно-морских сил Норвеги: следовать в порт Тромсё. «Электрон по приказу судовладельца сошел, с рекомендованного курса и направился в порт Мурманск. Мы поднял: на флагшток новый российский триколор. Я повернул на восток и повел траулер той трассой, какой шестьдесят лет назад в СССР ходили северные морские конвои.
Какими были ответные действия норвежцев?
Они опробовали разные способы остановить «Электрон». Пользуясь почти двукратным преимуществом в скорости хода (десять узлов траулера против семнадцати узлов КV «Тромсё» ) пытались завести сталь ной трос. Был момент, когда мне удавалось стопорить ход, чтобы благополучно перепрыгивать через плавучий конец и не намотать его на винт Норвежцы были поражены: как так не может быть! Они же не знали что у меня есть опыт лова «кошелем». Риск был в том, что я глуши, двигатель. Но игра стоила свеч: судно на инерции проходило по тросу.
Угроза захвата была реальной?
В воздух с «Тромсё» поднимался корабельный вертолет. Он резко ходил вокруг нас, демонстрируя решительность, но высадить групп; захвата на «Электрон» не решился Я видел в проеме вертолетного люк; эту команду. У всех было оружие. Если бы пилоты сделали попытку высадки группы на палубу траулера то вертолет можно было бы сбить. Это не составило бы труда. Единственное, что останавливало от агрессивные действий, - люди. Они же не виноваты в жесткости приказа...
Цена человечности
Как норвежские инспекторы на борту траулера восприняли по пытку прорыва?
Позднее журналисты добыли распечатку норвежских радио переговоров. Военные лихорадочно пытались выяснить, захватили ли норвежские инспекторы на борт; «Электрона» управление судном. Ре зонный вопрос: это что же за «инспек торы» такие? Позднее, анализируя информацию и сведения, полученные от знающих людей, я убедился нас проверяли сотрудники военной разведки.
Впрочем, эти ребята на траулере были свободны в своих передвижениях. И в своих эмоциях - тоже. Сначала они беспокоились, затосковали в «русском плену», а потом успокоились, видя нормальное человеческое отношение. Ну не прыгать же за борт в ледяную воду? Мы отвели им каюту, кормили по первому требованию - все цивилизованно и доброжелательно. Мы же им не враги!
Они не чувствовали угрозу?
Когда на суде этих инспекторов береговой охраны, Хеннинга Тюне и Рикарда Стуроса, спросили, угрожали ли им на борту «Электрона», они ответили положительно. Поднялся почти радостный шум. Но норвежцы указали источник угрозы: «Нам угрожал командир фрегата «Тромсё», все время твердивший нам: «Приготовьтесь к бедствию!» По этому сигналу мы должны были облачиться в костюмы индивидуальной защиты».
Когда меня спрашивали, не связывал ли я инспекторов, отвечал: «Связывал. С кем они просили связать, с тем по возможности и соединял. Радиосвязь для них была доступна». Инспекторы на борту «Электрона» были свободны так же, как и любой из членов экипажа. Почти все время они проводили на капитанском мостике. Когда траулеру справа угрожал обстрел из орудия «Тромсё», я просил их перейти на левый, более безопасный в этом случае, борт. Страха в их глазах я не видел. Они честно выполняли свой долг, хотя понимали, что на Родину попадут только через Россию.
Вы визуально документировали развитие событий?
У нас был фотоаппарат, и мы много снимали: как норвежцы наводили на нас орудия, как стреляли, как готовилась к высадке вооруженная группа захвата. Камеру в Мурманске у нас изъяли, и больше мы ни ее, ни снимков не видели. Кому-то и в России было выгодно скрыть документы морской драмы...
Да, по нам стреляли из пушки с борта корабля «Тромсё». Сначала демонстративно расчехляли орудие. Потом, не торопясь, наводили его на «Электрон». Затем по приказу с берега неприцельно шарахнули болванкой.
Позже командир фрегата признался, что на открытии артиллерийского огня настаивало его береговое командование. В приказном порядке перед командиром «Тромсё» ставилась задача задержать наш траулер любым путем, любыми средствами. Орудие выстрелило, но Видеволд оказался не только офицером, но и человеком. Он понял, что операция вышла за рамки всяких международных норм, и потому сообщил на берег о неисправности артиллерийского вооружения... Естественно, «заклинившую» пушку потом проверили. Это стоило офицеру карьеры...
Позже, говорят, вы познакомились с командиром фрегата?
На суде мы встретились с Ярле. Я сказал ему: «Спасибо тебе за то, что ты отказался стрелять в людей, хотя на тебя и давили». Он ответил: «Нет, это тебе спасибо! После инцидента с «Электроном» меня уволили с флота, но зато взяли на работу в одну хорошую компанию, и теперь я зарабатываю в семь раз больше». От фатальных решений на море нас с Видеволдом удержало лишь одно: мы оставались людьми и думали прежде всего о людях.
Другой пример человечности мне встретился уже в России: когда шло разбирательство, повезло со следователем. Он был человеком моего поколения, и какие-то вечные ценности были ему все-таки не чужды. Он смог не предвзято оценить картину происшедшего. Его как патриота своей страны действительно зацепила эта история. Он написал заключение, понес его на визу к заместителю генерального прокурора и... был отстранен от дела. Наше государство не признает никакой экономической зоны у берегов Шпицбергена, а Генпрокуратура признает. (окончание седует)