Mar 23, 2006 10:24
С подачи Андрея Кураева, при попытке совместить естественно-научный подход к вопросу появления человека и библейский Шестоднев, "стык" обычно производится путем расширительного толкования понятия "земля", из которой был создан Адам. При таком понимании "земля" понимается как низшее человекообразное (точнее, обезьяноподобное) существо, которому даруется Дух и которое становится человеком.
Но такое понимание не является единственно возможным.
Мне кажется более логичным вспомнить про "кожаные ризы", данные человеку после грехопадения. Не зря святые отцы понимали эти кожаные ризы именно как смертность, искаженность естества после грехопадения. Тогда выстраивается такая схема. В некоем духовном измерении Бог творит Адама и Еву, как положено, из праха земного. Это мир без тления, мир логосов (впрочем, о нем нам почти ничего не известно). После грехопадения Бог переселяет Адама в шкуру обезъяноподобного существа, которое становится человеком.
Хм, скажете вы, а откуда берется сие создание, и где тут эволюция?
Видимо, можно допустить, что земная история начинается в момент грехопадения человека. Но в духовном мире время течет совсем иначе, и за один миг между отпадением Адама от благодати Божией и вселением его в "кожаные ризы" в привычном нам земном мире пробегают миллионы земных лет с их эволюционными процессами. Так же и логосы животных из Эдема перемещаются в соответствующие грубоматериальные ризы земных тленных животных, стеная и ожидая освобождения.